Генетика или среда: как они влияют на поведение собак, и что мы можем сделать?

Многие владельцы хотят знать, почему у их собак возникают те или иные проблемы поведения. Многие винят себя, другие сосредотачиваются на каком-то событии прошлого, из-за которого, как они думают, все началось. Некоторые приписывают причины «несчастному» прошлому собаки, это в основном относится к собакам их приютов или с улицы. У некоторых есть все же более реалистичная точка зрения: например, они понимают, что проблемы поведения могут быть последствиями отсутствия социализации.

Некоторые тренеры утверждают, что не имеет особого значения знание источника проблемы. Утверждая, что поведение — это то, что есть сейчас, и мы просто должны его исправить с помощью тренировок. Я считаю, что в этой позиции много правды.

Тем не менее, некоторые владельцы будут упорствовать в желании разобраться, что же пошло не так. Для тренеров знание истории прошлого собаки, может помочь выбрать лучший способ коррекции и спрогнозировать вероятность успеха. Зоозащитники могут принимать более мудрые решения относительно шансов собаки на новый дом, зная факторы, которые могут повлиять на поведение. Поэтому очень важно понимание разнообразных способов, которыми генетика и внешняя среда влияют на поведение.

Генетика и эпигенетика

На поведение влияют как генетика, так и среда. В некоторых случаях конкретные поведенческие черты были сопоставлены с определенными локусами генов. В других случаях мы можем наблюдать явные признаки того, что некоторые черты поведения характерны для определенных линий, но конкретные гены, отвечающие за это, так и не были обнаружены. Изучение наследственности обнаруживает все больше доказательств, что различные поведенческие признаки наследуются. Один из способов описания влияния генов на поведение состоит в том, чтобы представить, что, учитывая определенный генотип, каждая черта (например, смелость, застенчивость, любопытство, социальность и т.д.) имеет потенциальный диапазон выражения. Т.е. собака может быть более или менее смелой, в зависимости от последующего обучения. Но она никогда не сможет быть такой же смелой, как ее однопометник, гены которого находятся в более смелом диапазоне.

Большинство ДНК у собак идентичны. Исследования генома собак и волков показывает, что они имеют больше сходства, чем геномы людей и шимпанзе, которые идентичны более чем на 99%. Между породами собак или отдельными собаками это сходство еще больше. Хотя собаки демонстрируют генетическую пластичность, не имеющую аналогов в животном мире, различия между ДНК одной собаки и ДНК другой очень малы. Однако эти небольшие различия могут приводить к функционально значимым поведенческим различиям. Породы собак отличаются не только по внешнему виду, но и по поведению. Мы можем сделать некоторые прогнозы поведения на основе породы, хотя знакомство с близкими родственниками данной собаки значительно улучшит точность прогноза. Не все бордер колли могут хорошо справляться с пастьбой овец, но очень немногие лабрадоры смогут это сделать хоть как-то. Мы неоднократно видели, что пастушьи собаки склонны реагировать на движущиеся объекты, терьеры гонять белок, бульдоги скорее станут драться, чем бежать в случае социального конфликта, некоторые охотничьи собаки склонны вторгаться в личное пространство людей и животных, игнорируя язык тела и т.д.

Таким образом, такие черты как смелость, неофобия, стиль и сила укуса, легкость социализации, чувствительность к звукам и некоторые другие характеристики, которые характерны для некоторых проблем поведения, с которыми мы часто сталкиваемся, имеют генетическую основу. Некоторые из них могут прослеживаться по породам. Кларенс Пфаффенберг наблюдал за щенками лабрадора, выведенных для работы собаками-поводырями, и пришел к выводу, что щенкам было достаточно всего одной еженедельной сессии социализации в течение их периода социализации, что намного меньше, чем рекомендуют большинство профессионалов. Мои наблюдения совпадают с его мнением: типичные лабрадоры и золотистые ретриверы могут успешно социализироваться с людьми, встречаясь с ними относительно редко в течение критического периода социализации. Напротив, независимые или охранные пастушьи породы, как правило, нуждаются в гораздо более тщательной, широкой и систематической социализации с широким кругом людей для достижения такого же уровня социального комфорта. (Это не дает карт бланш в социализации любой собаки, а означает, что риски отсутствия социализации у автралийской овчарки будут больше, чем последствия того же у кавалер кинг чарльз спанриеля).

Фенотипические признаки могут быть результатом одного гена; примером этого может быт ген мерля, вызывающий смесь пятен разбавленного и неразбавленного окраса. Один ген SILV контролирует присутствие окраса мерль. На большинство же признаков, вероятно, влияют несколько генов, работающих совместно. Примером этого может служить эпилепсия у большинства собак. Ученые не смогли найти отдельные гены, связанные с эпилепсией (кроме нескольких пород, в которых эпилепсия моногенная).

Мы знаем относительно немного о генах, которые влияют на поведение, но вполне вероятно, что большинство поведенческих черт являются полигенными, т.е. шансов, что исследование обнаружит один ген агрессии, пастьбы, тревожности крайне мало, скорее будет множество генов, которые вместе способствуют тому, имеет ли собака конкретную черту.

Эпигенетика изучает как модификация экспрессии генов вызывает наследственные изменения в организме, но не изменения самого генетического кода. Исследования показали, что то, как мать-крыса ухаживает за своими отпрысками после рождения, непосредственно влияет на уровень тревоги у крысят даже когда они вырастут, и то, насколько будет выражена экспрессия генов у потомства, частично связано с ее поведением. Предполагается, что эпигенетические процессы влияют на развитие физических и поведенческих признаков у собак, и обеспечивают решающую связь между природой самих генов и влиянием окружающей среды. Для наших целей ключевыми моментами эпигенетических процессов являются: (а) они могут вызывать разные исходы у генетически сходных организмов; (б) эпигенетические изменения генов могут сами по себе наследоваться; и (в) хорошо известны эпигенетическое влияние стресса на последующее поведение.

Влияние среды

После зачатия каждый щенок получает множество генов: половину от суки и вторую половину от кобеля. (Это не совсем 50/50, т.к. у Y-хромосомы не так много генов, как в X-хромосоме). После зачатия у щенков есть гены, которые будут у них всегда. Поскольку каждый индивид растет и развивается во взрослую особь, каждый признак проявляется в ограниченном количестве значений. Где в этом диапазоне окажется конкретный организм, зависит от влияния среды: от утробы матери до обучения к моменту взросления. Эти воздействия среды влияют, например, на то, достигнет ли ребенок роста 175 см или 180 см. Точно так же они могут контролировать, станет ли щенок миролюбивым исследователем или осторожным неофобом, забавным или безрассудным.

Стресс, оказываемый на плод, пока он находится в матке, является первым фактором среды, который может повлиять на развитие признака. Побочные эффекты этого широко описаны у многих млекопитающих как по физическим, так и по поведенческим признакам. Нет причин сомневаться, что те же проблемы не будут возникать у собак. Внутриутробный стресс возникает в результате воздействия окружающей среды на мать. Это может быть недоедание, воздействие токсинов, небезопасные условия жизни, социальный стресс и многие другие факторы, которые были описаны у многих видов, таких, как мыши, лисы и мартышки, хотя по собакам данных мало.

Неонатальный стресс также будет иметь эффект. Те же стрессоры, которые могут косвенно влиять на щенков через мать во время беременности, могут влиять на щенков сразу после рождения, а недоедание кормящей суки может продолжать влиять на питание щенков.  Кроме того, поведение суки может оказывать неблагоприятное воздействие на новорожденных щенков, особенно если сука неопытна или проявляет ненормальное поведение по отношению к щенкам.

По мере того, как щенки созревают, у них открываются глаза и уши, каналы восприятия мира и его потенциальных стрессоров возрастают. И обучение в критический период социализации у щенков создает сильное влияние на последующие их ожидания от мира. Общение с собаками и людьми может научить их тому, что опасно, а что безопасно. Точно так же, когда сука защищает щенков от людей и других собак, щенки узнают, что люди и собаки опасны. Существуют различные модели или предполагаемые механизмы такого обучения, например «заразный стресс» и «заместительное обучение«. Эти ранние впечатления влияют на отношения щенков к ключевым членам их социальных групп навсегда.

Как только критический период первичной социализации пройден, основа темперамента, вероятно, будет сформирована. На этом этапе уже трудно будет изменить базовые «установки» характеристик темперамента. Поскольку мы или наши клиенты заботимся о собаке, мы можем усилить или ослабить то, что можно назвать склонностями собаки, но наша возможность такой «настройки» ограничена и уменьшается с каждым днем. По моему опыту, исключением является то, как мы реагируем на новые формы поведения, возникающие в период полового созревания. (Я подозреваю, что это то, что называется «вторым периодом страхов», но эта тема другой статьи.) Ранее спокойная собака, которая начинает лаять на непривычно выглядящего незнакомца в 8 месяцев, вполне может демонстрировать наследственный страх и оборонительное поведение. Поскольку это первый случай, когда она проявила подобное поведение, мнение владельца или дрессировщика будет, что это 100% выученное поведение. (Конечно, собака уже проявляла смелое, робкое, шумное или спокойное поведение, которое должно повлиять на это поведение.) Это означает, что реакция владельца может повлиять на будущее поведение в этом возрасте, а тренеры должны знать о рисках этого периода развития.

Последним сложным аспектом формирования личности собаки является то, что хотя влияние среды ослабевает после полового созревания, все еще происходит созревание личности, которая созревает и меняется до достижения социальной зрелости в возрасте 2-3 лет. (Гигантские породы созревают позже, а мелкие и средние, особенно рабочие, терьеры, пастушьи и примитивные/шпицы, как правило, созревают раньше. Например, заводчики питбулей подметили, что если гейм не проявится к 3 годам, вероятно, его уже можно не ждать.) Некоторая осторожность, появляющаяся около 8 месяцев, может быть не выражена, но в этом возрасте собака только начинает проявлять независимость. Эта осторожность может развиться в подозрительность к 12 месяцам и оборонительное поведение к 15 месяцам, удивляя владельца, который все еще находится под впечатлением преданного и очаровательного щенка. Таким образом, даже после того, как ингредиенты добавят в миску, изменения все еще происходят, подобно дрожжевому тесту, незаметно растущему под кухонным полотенцем. Поскольку будущие изменения могут быть незаметными в момент их запуска, владельцу может быть трудно воспринять серьезно эти чувствительные периоды и механизмы изменений, пока щенок все еще щенок.

Следствие

Один ослепительно очевидный вывод, который мы должны сделать из этого обзора состоит в том, что щенки не являются чистым листом к моменту начала взаимодействия с ними и влияния на их поведение. Даже в день рождения генетические, эпигенетические и экологические факторы уже сформировали часть взрослого темперамента щенка.Вот почему щенки «нервных поинтеров», которых подкладывали уверенным в себе сукам сразу после рождения, или волчата, воспитанные людьми как собаки, вырастают нервными поинтерами и волками, хотя могут находиться в менее страшных и более социальных условиях из потенциально возможных.

Благонамеренные зоозащитники могут найти помет с голодающей, бродячей или дикой сукой, и, возможно, понимая, что на суку вряд ли найдутся руки, будут надеяться раздать щенков. Если сука сторонится людей (или других собак), имеет плохое здоровье, эти щенки уже получили негативное влияние среды, даже если мы ничего не знаем о генетике суки. Щенки, вероятно, недополучали питания еще в утробе, и, несомненно, испытали влияние материнского стресса, которое не остановилось только потому, что теперь сука с щенками находится в безопасности. В некоторых случаях, как бы это жестоко не звучало, лучше рано отделить щенков от суки (в идеале, подложив их другой дружелюбной суке), чтобы они имели шанс вырасти в социально приемлемых и удобных домашних собак. Поскольку большинство желающих взять собаку предпочитают счастливых, здоровых собак с нормальным поведением, а не тех проблемных животных, которые в основном находятся в приютах, я вообще рекомендовала бы не сохранять подобные пометы, которые с рождения уже несут нежелательный багаж. Однако я признаю, что зоозащитники вряд ли будут столь жесткими, и большинство возьмутся спасать щенков. В этом случае, я надеюсь, что по крайней мере, для того, чтобы щенки могли достичь успеха, гуманно удалять их от агрессивных/боязливых матерей на раннем этапе, разумно социализировать (в том числе в обществе добрых, лояльных к человеку собак) и делать все возможное, чтобы минимизировать последствия того, что уже произошло.

Заводчики могут помочь тем, что разводят собак с прекрасным темпераментом. Если компромисс относительно темперамента считается необходимым в обмен на какое-либо другое генетическое преимущество (например, избежание риска заболевания), лучше, чтобы менее дружелюбным родителем был кобель, с которым щенки скорее всего никогда не встретятся. Заводчики могут обеспечить суке превосходное питание, медицинское обслуживание и социальное взаимодействие до, во время и после беременности. Если сука проявляет подозрительное поведение по отношению к людям или собакам, заводчик может убедиться, что щенки с раннего возраста «подвергаются воздействию» странных собак и людей, в то время как суку увели и она не может «преподать» оборонительное или подозрительное поведение. Заводчики также могут придерживаться разумных правил социализации щенков, поскольку щенки становятся подвижными и их чувства развиваются.  Это означает, что им нужно несколько раз покинуть привычное помещение, покататься на машине и встретить людей в безопасных и удобных ситуациях прежде, чем отправиться в их новые дома. Положительные новые впечатления в этом возрасте «упадут в копилку», помогая щенкам стать адаптируемыми и счастливыми позже. Однако неприятный или пугающий новый опыт в этом возрасте может нанести непропорциональный урон.

Тема социализации является одной из наиболее часто обсуждаемых на форумах, в статьях и книгах, поэтому я не буду приводить эту информацию в этой статье. Следует отметить, что последняя вакцинация против парвовируса у щенков обычно делается в 16 недель — сразу после окончания основного периода развития щенка. Эксперты согласны с тем, что ненадлежащая социализация гораздо более рискованна впоследствии, чем парвовирус до 16 недель, но многие ветеринары сосредоточены на большом кратковременном риске взамен долгосрочного поведенческого здоровья. Обучение владельцев, ветеринаров и тренеров должно помочь снизить ошибочные советы держать щенков дома до завершения вакцинации.

Наконец, эта информация может помочь тренерам и зоопсихологам, работающим с собаками, прошедшими критические периоды, и теперь представляющими собой вполне сформированную конфигурацию темперамента. Это позволяет владельцам понять какие изменения разумно ожидать. Если у нас есть информация, которая позволяет нам достаточно точно угадать, является ли проблема генетической или может быть вызвана воздействием среды на раннем этапе развития, мы можем лучше оценить, как можно изменить поведение. Гораздо проще устранить проблему беспокойства от вида мужчин в большой шляпе собаке, которая выросла в хороших условиях, но имела несколько инцидентов с мужчинами в головных уборах в возрасте 4-6 месяцев, чем у нервной, боязливой собаки, которая до 6 месяцев жила в сарае. Владельцы часто имеют нереалистичные цели и ожидания, которые не соответствуют возможностям собаки. Поэтому очень важно оценивать собак для пристройства и служебных, чтобы подобрать максимально соответствующих ожиданиям и потребностям владельца или проводника.

Мы также можем адаптировать наши рекомендации. Например, если собака опасается гостей, и имеет историю, предполагающую генетические, эпигенетические и экологические причины для страха, мы можем выбрать, как изменить поведение собаки с помощью обучения находиться и расслабляться в дальней комнате, когда в дом приходят гости. А если у собаки, демонстрирующей аналогичное поведение, более благоприятная генетика и раннее обучение, имеет смысл обучить ее получать удовольствие от  общения с гостями.

В этой работе нет хрустальных магических шаров, и иногда проблемный щенок может вырасти и стать прекрасной собакой, в то время как другой перспективный щенок превратиться в несчастного пса. Чем больше мы понимаем как формируется поведение, тем лучше мы можем помочь владельцам и их питомцам.

Предупреждение: чем больше мы знаем о том, как формируется поведение, чем больше нас может обескуражить то, что мы можем в итоге получить. Но поведение может меняться, и мы не должны позволять отчаянию вытеснять реализм. Клиентам нужно правильно определять ожидания, но им не нужно слышать, что их собака обречена. Объяснение некоторой части этой информации может подготовить почву у владельца, который упорствует в нереалистичных убеждениях, а другие клиенты могут просто посчитать это интересной темой для обсуждения. Но в конечном счете, изменения происходят с собакой, сидящей перед нами, поэтому важно, чтобы ни владелец, ни тренер концентрировались на истории этой собаки.

Заключение

Затронутая тема вполне тянет на несколько томов книг. Поэтому тут присутствуют уточнения и упрощения. Не всегда легко идти в ногу со временем в этой области, потому что она включает синтез информации из многочисленных других областей. Я надеюсь, что эта статья привлекла внимание к важности понимания роли развития темперамента и поведения при работе с собаками, особенно для ветеринаров, зоопсихологов, тренеров и зоозащитников. Я также надеюсь, что ученые продолжат исследовать эти проблемы у собак и других видов, поскольку эти темы сильно влияют на благополучие животных. Я хотела бы, чтобы больше информации стало доступно для не-ученых. Несомненно, мы увидим новую информацию, уточнения и даже изменения представленной здесь информации, поскольку исследования продолжаются.

Грета Каплан, сертифицированный консультант по поведению собак из Портланда

Why Is My Dog This Way, Does It Matter If We Know, and What Can We Do?

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •