Как жизненный опыт и вид дрессировки влияют на то, будет ли собака обращаться к вам за помощью в новой ситуации

Существует большое количество исследований показывающих, что собаки способны замечать и реагировать на сигналы человеческой коммуникации: язык тела, тон голоса, а также различные подсказки. Кроме того многие собаки понимают и реагируют на человеческий взгляд на объекты. Более того, они могут использовать это преднамеренно. Это знакомо многим владельцам, когда собака смотрит на вас в поисках помощи.

Люди и собаки хорошо подходят друг другу в этом отношении, потому что люди часто используют зрительный контакт при общении. Некоторые из причин, почему мы активно ищем взгляд другого человека: это просьба внимания, чтобы сообщить дружелюбие, враждебность или попросить помощи. Также поступают многие собаки, когда подходят и инициируют зрительный контакт с владельцами, чтобы попросить что-то (прогулку, еду, ласку или игру), а в некоторых случаях это просьба о помощи.

Эти просьбы о помощи представляют интерес потому, что, вероятно, это одно из существенных отличий собак от волков. В одном исследовании социального познания у собак сравнивали реакцию собак и волков при предъявлении «неразрешимой задачи». [1] В этом исследовании животным сначала позволяли решить головоломку: контейнер с кормом внутри, который можно достать при помощи манипуляций. После нескольких успешных попыток, вредный исследователь без ведома собаки так изменял головоломку, что животные не могли достать корм.

В такой ситуации большинство собак какое-то время пытаются достать корм, а затем оглядываются на владельца в поисках помощи. В противоположность этому, волки редко оглядывались на людей. Это исследование стало плацдармом для начала инновационных исследований в отношении навыков собак в различных формах социального познания.

С того времени другие исследования показали, что ряд факторов может повлиять на способность отдельной собаки искать и понимать человеческий взгляд. Например, место, где проживает собака (дом или питомник), тип отношений собак с людьми, а также вид дрессировки.

Еще на ранних стадиях исследований обнаружились интересные закономерности, как различные виды дрессировки могут влиять на склонность собак просить о помощи. Вот некоторые выводы:

  • Я могу сделать это сам! Когда собаки сосредотачивались на решении задачи, вроде изучение как открыть коробку с кормом с помощью лапы или морды, те из них, которых обучали какому-либо виду дрессировки, были менее склонны смотреть на владельцев, когда они решали задачу, чем собаки, которых не дрессировали или дрессировали мало [2]. Виды дрессировки включали аджилити, поисково-спасательная служба, фристайл, охотничьи испытания и шутцхунд, но различия между типами обучения не были исследованы.
  • Собаки, занимающиеся аджилити просили помощи, а поисково-спасательные — нет. Когда задача стала неразрешимой, все изменилось. Собаки, которые занимались аджилити, чаще обращались к своим владельцам за помощью при попытке решить головоломку, а поисково-спасательные собаки делали это реже (или смотрели меньше времени) [3].
  • Собаки-спасатели на воде ищут помощи (все). Другой вид дрессировки — это спасение на воде. Это сложная работа для собак, им необходимо четко реагировать на сигналы проводника во время стрессовых ситуаций. Уникальной особенностью этих собак является то, что им необходимо также быть внимательными к незнакомцу, который может вести себя непредсказуемо (то есть пытаться не утонуть). Это говорит о том, что эти собаки могут быть сильно зависимы от указаний проводников и также иметь способность реагировать на незнакомца, а также работать независимо. И результаты теста показали, что это правда. Например, когда собаки-спасатели на воде сталкивались с необычной и потенциально опасной ситуацией, они были более склонны искать помощи у владельцев, чем обычные собаки-компаньоны [4]. В другом исследовании, когда сравнивали реакцию на владельцев и незнакомцев при решении головоломки, собаки-спасатели на воде сначала оглядывались на владельцев, а не на незнакомца, но в целом они смотрели на обоих людей дольше, чем обычные собаки. [5] Другими словами собаки, обученные для спасения на воде, преимущественно искали помощи у владельцев, но также были готовы попросить незнакомца.

Имея доказательства, которые свидетельствуют о том, что конкретная работа, которую собака обучена выполнять, может влиять на склонность собаки обращаться за помощью к владельцу (или незнакомцу), та же группа итальянских исследователей решили посмотреть на очень специфическую работу, в которой не только требуется принимать решения независимо от проводника (как, например, у собак-спасателей), но и в некоторых случаях «активно ослушаться» и принять решение во благо их слепого владельца.

Исследование. Ученые оценивали четыре группы собак во время решения неразрешимой задачи (6). Это были 13 собак-поводырей, которые только завершили учебную программу, но еще не были переданы инвалидам по зрению; 11 собак-поводырей, которые жили с их владельцами по крайней мере год и две контрольные группы обычных собак-компаньонов. Все собаки-поводыри были обучены в одном учреждении, и все были чистокровными лабрадорами.

Результаты. Исследователи были заинтересованы в обнаружении различий, если таковые имеются, между собаками, которые недавно закончили обучение на поводырей и жили в питомнике, и тех, которые уже жили и работали в качестве поводыря с владельцами и в его доме. Вот что они обнаружили:

  • Новоиспеченные собаки-поводыри не просили помощи. Недавно обученные собаки потратили больше времени на взаимодействие с головоломкой и меньше времени, чтобы смотреть на тренера или незнакомца, чем это делали опытные собаки-поводыри, которые жили с владельцами (или чем обычные собаки-компаньоны). Это наводит мысль о том, что недавно обученные собаки были более склонны работать независимо и менее вероятно просить о помощи, столкнувшись с новой и фрустрирующей задачей.
  • Собаки-проводники, живущие в домах владельцев просили о помощи. В противоположность этому рабочие собаки-поводыри, которые жили с владельцами по крайней мере год, были склонны оглядываться на владельца, чтобы попросить о помощи, как это делали обычные собаки, когда столкнулись с новой проблемой.

Было ли это обучение или это жизненный опыт? Это неизбежный фактор, который мешает в данном исследовании. Собаки, которые недавно закончили свое обучение, к тому же жили в питомнике с ограниченным ежедневным общением с тренером. С другой стороны, собаки, которые уже прожили минимум год в доме владельца, находились в условиях, сходных с обычными домашними собаками-компаньонами. Таким образом, тенденция молодых собак-поводырей меньше обращаться за помощью и работать независимо может быть связана с их недавним обучением, во время которого многие задачи требовали принимать их самостоятельные решения, не подкрепленные визуальным контактом с тренером. С другой стороны молодые собаки также жили в питомнике и не имели возможности развивать близкие отношения с их проводниками. Кроме того старшие собаки-поводыри, возможно, имели уже промежуток времени после обучения и / или могли развить большую зависимость от людей в их доме (в том числе слепого владельца и зрячих членов семьи).

В совокупности эти исследования указывают на то, что жизненный опыт вследствие обучения в целом способствует повышению уверенности и независимости у собак, когда им предоставляют разрешимую задачу. Но когда собаки не преуспевают в этом (и, возможно, испытывают фрустрацию), то вид дрессировки, который они прошли, может повлиять на их склонность обращаться к владельцу за помощью. Собаки, которые были обучены работать в тесном контакте с человеком и зависеть от его указаний (например, собаки в аджилити и спасатели на воде), чаще обращаются к владельцам за помощью. И наоборот, собаки, которые прошли вид дрессировки, где требуется независимая работа, как, например, собаки-спасатели и молодые собаки-проводники слепых, обращаются за помощью реже. Также интересно, что то, где живет собака (в доме или в питомнике), может повлиять на ее выбор, как это видно в исследовании с собаками-поводырями. Вполне возможно, что проживание в непосредственной близости с человеком и ежедневное взаимодействие и общение с ним может быть более важным, чем вид дрессировки с точки зрения принятия собакой решения повернуться и попросить помощи.

Ссылки:

  1. Miklósi A, Kubinyi E, Topál J, Gácsi M, Virányi Z, Csányi V. A Simple Reason for a Big Difference: Wolves Do Not Look Back at Humans, but Dogs Do. Current Biology 2003; 13:763-766.
  2. Marshall-Pescini S, Valsecchi P, Petak I, Accorsi PA, Prato-Previde E. Does training make you smarter? The effects of training on dogs’ performance (Canis familiaris) in a problem-solving task. Behavioural Processes 2008; 78:449-454.
  3. Marshall-Pescini S, Pallalacqua C, Barnard S, Valsecchi P, Prato-Previde E. Agility and search and rescue training differently affect pet dogs’ behavior in socio-cognitive task. Behavioural Processes 2009; 81:416-422.
  4. Merola I, Marshall-Pescini S, D’Aniello B, Prato-Previde E. Social referencing: Water rescue trained dogs are less affected than pet dogs by the stranger’s message. Applied Animal Behavior Science 2013; 147:132-138.
  5. D’Aniello B, Scandurra A, PratoαPrevide E, Valsecchi P. Gazing toward humans: A study on water rescue dogs using the impossible task paradigm. Behavioural Processes 2015: 110:68-73.
  6. Scandurra A, Prato-Previde E, Valsecchi P, Aria M, D’Aniello B. Guide dogs as a model for investigating the effect of life experience and training on gazing behavior. Animal Cognition 2015; 18:937-944.

Источник:  Linda P. Case. Only Have Eyes for You. Exploring Canine Research with The Science Dog, 2016.