Уставшая собака — хорошая собака?

Я не могу подсчитать точное количество раз, сколько я слышала: «Уставшая собака — хорошая собака». Мы все знаем, что у собак с недостаточной нагрузкой возникают проблемы… жевание, беготня или размышление о способах получить доступ онлайн и заказать игрушку с вашей кредитки. Это правда, насколько это возможно (ну, кроме онлайн доступа). Однако я также не могу подсчитать количество случаев, когда клиенты приходили с трагической историей о «лучшей в мире собаке», которая рычала / делала выпад / огрызалась на ребенка / соседа / другую собаку после долгого дня в собачьем парке / на пикнике / семейном празднике.

Дело в том, что собаки могут переутомиться, так же как и мы. И так же как и мы, собаки могут потерять способность быть «лучшими собой», когда это произойдет. Поэтому, в целом, нет причин удивляться, но для многих это становится открытием, даже для тех, кто очень любит своих собак и хорошо заботится о них.

Некоторые ситуации кажутся очевидными, когда мы признаем, что даже самая лучшая собака может потерять терпение, если она достаточно устала. Например, скажем, собака была на семейном пикнике в течение 3 часов. Представьте, что много маленьких детей играют, кричат от радости и волнения, дяди, которые бросают мяч в пять раз больше, чем собака привыкла, много ласки, просьб выполнить команды и т.д. Веселье закончилось, все болтают и наслаждаются закатом… И это тот момент, когда я хочу, чтобы кто-то взял эту золотую, терпеливую собаку и положил ее в дальнюю комнату, чтобы она поспала, или в машину, или куда-то, где она могла спокойно находиться какое-то время, до того, как какой-нибудь трехлетний ребенок найдет ее под столом и схватит ее голову руками.

Это знание о том, что собаки также теряют терпение и самоконтроль, когда сильно переутомятся. Существуют несколько исследований, например, об истощении возможности самоконтроля как у людей, так и у собак, когда люди (или собаки) имеют ограниченное количество энергии для контроля своих импульсов.

Исследование Миллера и др. последовало за более ранней работой о влиянии самоконтроля на риск и принятие решений. (“Too dog tired to avoid danger: Self-control depletion in canines increases behavioral approach toward an aggressive threat.” Psych Bull Rev 2012 19:535-540.) Вот предыстория этого исследования: многочисленные исследования на людях показали, что мы, похоже, обладаем ограниченными возможностями к самоконтролю. Как будто у нас есть банковский счет энергии, посвященной самоконтролю, и как только он исчерпан, мы больше не можем тратить. Например, люди, которым предложили контролировать свой импульс съесть печенье (по сравнению с редисом), сдавались быстрее, пытаясь решить трудную головоломку. Субъекты, которым было предложено потратить часть своих «сбережений самоконтроля», с большей вероятностью рисковали и оказывались в опасных ситуациях чаще, чем те, кто не «израсходовал» часть своей энергии самоконтроля.

Эта тенденция не ограничивается конкретным типом задачи. Скорее, это «общий домен», что означает самоконтроль на одну задачу влияет на поведение в других типах задач. Таким образом, как и в примере выше, энергия, используемая для того, чтобы не есть печенье, влияет на энергию, доступную для решения головоломки, хотя одна задача связана с пищей, а другая — с решением проблемы.

И эта тенденция не ограничивается людьми. Миллер с коллегами в 2010 г обнаружили, что собаки, которых просили контролировать физические движения, также сдавались раньше, когда позже их попросили решить головоломку, чем собаки, которые этого не делали.

В последующем исследовании ученые задались вопросом, склонны ли собаки, так же как и люди, больше рисковать после сеанса «истощения самоконтроля». Для этого десять собак попросили сидеть / оставаться на месте или оставляли их в клетке без необходимости самоконтроля, пока «электронный хомяк» гулял по комнате. Каждая собака побывала в обоих ситуациях, что является отличным решением, учитывая небольшой размер выборки и исследуемый вопрос. Какой вариант какая собака пройдет первым было установлено случайным образом для устранения эффектов порядка. После 10-минутного периода пребывания сидя / на месте или в клетке, собак выводили из комнаты ненадолго, а в клетку в дальней части комнаты помещали очень реактивную собаку. Испытуемую собаку возвращали, и исследователи подсчитывали, насколько собаки-субъекты подходили к незнакомой лающей и рычащей собаке. (Авторы исследования хорошо позаботились о безопасности собак.)

Как и ожидалось, данные показали значительную разницу во времени, проведенном вблизи агрессивной собаки в зависимости от предшествующего опыта собаки. После того, как собаки сидели / пребывали на месте (если они уходили, владелец возвращал их в комнату и снова усаживал на место), они провели больше времени рядом с угрожающей собакой, чем когда их оставили в клетке на то же время. Вывод состоит в том, что, как и люди, собаки рискуют и имеют меньше импульсного контроля, если они исчерпали свои запасы самоконтроля. Это тот результат, который подтверждает мой опыт и мировоззрение: собаки, как и люди, имеют ограниченное количество энергии для самоконтроля в любой момент времени. Я часто думаю о последствиях этого снова и снова при беседе с моими клиентами: собаки, например, которые были «ангелами» весь день на пикнике, а затем, наконец, укусили кого-то через 5 часов, не украв хот-дог со стола в парке. Я подозреваю, что это также оказывает глубокое влияние собак на поводках, потому что, хотя поводок является препятствием, собаке все еще приходится проявлять много самоконтроля, чтобы не исследовать окружающую среду по своему усмотрению.

Однако (в науке всегда есть «однако»), есть один аспект методологии, который может сделать результаты немного менее ясными, чем можно было бы надеяться. В ситуации, когда собака находилась по команде «Сидеть / Место», была запущена механическая игрушка, которая гуляла по комнате, что заставляло собак проявлять много самообладания, чтобы сохранить свое положение на месте. Все хорошо. Но в состоянии «в клетке» механическая игрушка не двигалась по комнате. Авторы заявили, что их экспериментальные исследования показали, что, если игрушка была включена, это заставляло некоторых собак «скулить, кружить и царапать лапами». Я не понимаю, почему это было проблемой: конечно, если собакам разрешить скулить, кружить или царапать лапами, они не будут использовать энергию на самоконтроль. То есть, можно утверждать, что в исследовании сравнивались уровни возбуждения, а также энергия, затрачиваемая на самоконтроль. Доктор Миллер пояснила это тем, что в одном из условий собакам приходилось проявлять больший самоконтроль, а в другом состоянии они этого не делали. Это было основой исследования, и я нашла ее объяснение убедительным.

Хотя я сомневаюсь в некоторых аспектах методологии, мой опыт подсказывает мне, что «истощение самоконтроля» является важным фактором в поведении. Это так же верно для наших собак, как и для нас. Разве вы не делали плохой выбор после истощения своего банковского счета самоконтроля? Мы склонны думать об этом как об «усталости», но я думаю, что признание того, что «усталость» имеет много нюансов, может быть очень полезно. Кроме того, «усталый» может означать так много вещей: хорошо тренированные собаки обычно ведут себя лучше, но переутомленные собаки физически или эмоционально хуже контролируют себя, не так ли?

Другие ситуации не всегда так очевидны. Вот пример из моих собственных собак. Недавно я работала с Мэгги у друга, и через несколько минут работы она начала путать сигналы «идти направо» и «идти налево». Я сказала: «Она это делает, когда она устала», и мой друг и тренер овчарок, кто-то с большим опытом, сказал: «Но она не так долго работала, она не могла устать». Сначала я ответила, что она не в форме, но это не просто физически усталость, которая истощает способность Мэгги одновременно сосредоточиться на овцах и реагировать на мои сигналы. Это своего рода многозадачность, которую все овчарки должны научиться делать, но это требует много умственной энергии, и когда вы подаете сигналы каждые несколько секунд, собака может быстро утомляться. Мэгги многого достигла, но она все еще путается с сигналами свистком, после того, как упражняется в точности ведения овец некоторое время (и, следовательно, получает множество сигналов направления или «флангов», как их называют), и я учусь переключиться на словесные сигналы, когда я думаю, что она может быть психически перегружена (Сигналы свистка легче слышать издалека, но для Мэгги было труднее выучить их, чем словесные. Это не относится ко всем собакам, это справедливо для нее.)

Я привела этот пример, потому что я думаю, что существует множество ситуаций, когда собаки не ведут себя согласно нашим ожиданиям, потому что они устали — физически или умственно. Многие примеры очевидны, если вы научитесь определять энергетический уровень вашей собаки, как в примере с собакой на шумном пикнике. Но другие ситуации не так ясны, и я подозреваю, что чем больше мы все узнаем о контекстах, в которых уровень энергии собаки мешает ей быть ее «лучшим я», тем лучше мы будем сочувствовать и помогать собаке, вместо того, чтобы сердиться, потому что собака была «непослушна». Или, не дай бог, «доминировала».

Патриция МакКоннелл