42 тысячи и один далматин: как фильмы о собаках влияют на популярность пород?
Как заболевания, предпочтения и поведение весьма заразны. Феномен моды — важное составляющее психологии выбора людей. Мода может создаваться знаменитостью, экспертом, но, пожалуй, самое сильное влияние оказывают СМИ. Группа ученых изучила влияние фильмов и мультфильмов о собаках на количество зарегистрированных щенков в течение 10 лет до и после выхода фильма.
Практически ни у кого в США не было бобтейла до 1959 года, когда на экраны вышел фильм Уолта Диснея «Лохматый пес», что вызвало последующую резкую волну регистрации щенков в Американском кеннел клубе. В течение последующего десятилетия число зарегистрированных щенков возросло с 112 до 4226 — более, чем на 3600%. Этот случай является одним из десятков примеров в новом исследовании о влиянии кино на популярность некоторых пород собак.
Чем популярнее фильм, тем сильнее его влияние: количество зарегистрированных щенков колли удвоилось в течение 2 лет после выхода фильма «Лесси возвращается домой» (1943), а сенбернары резко набрали популярность после «Бетховена» (1992). Между тем, некоторые породы наоборот попали в немилость после выхода некоторых фильмов: например, резко сократилась регистрация щенков сибирских хаски после выхода «Железной воли» (1994) и «Балто» (1995).
Исследование провели Стефано Гирландо, профессор психологии в Бруклинском колледже, Альберто Ачерби, антрополог из Великобритании, и Хел Херцог, психолог, основатель направления антрозоологии и автор книги «Радость, гадость и обед» — о наших сложных взаимоотношениях с животными. Ученые предполагают, что социальные и культурные влияния важнее для потенциальных владельцев собак, чем особенности поведения и благополучие породы по здоровью.

Исследователи изучили влияние фильмов с участием собак на популярность различных пород в США. Они оценивали количество регистраций щенков в Американском кеннел клубе в течение 10 лет, предшествующих и следующих за выходом фильма.
«Эти колебания популярности имеют все характеристики моды» — сказал Стефано Гирландо, — «Мы хотели выяснить, может ли решение Мадонны купить чихуахуа оказать влияние на популярность породы. Но не смогли найти достоверные данные о животных знаменитостей. И в какой-то момент мы поняли, что есть собаки-знаменитости — те, что имеют главную роль в кино».
Учение исследовали около 100 фильмов: начиная от «Волшебник из страны Оз» (1939, керн-терьер Тото) до «Лохматый спецназ» (2003, Хаббл, бордер-терьер). За этот период они отметили значительный всплеск фильмов про собак в целом: в первой половине XX века снимали до 1 фильма в год, в противовес — до 8 в год в наше время. Это способствует сокращению срока популярности конкретной породы, создавая некую конкуренцию между ними.
Исследователи были удивлены, насколько фильмы, оказалось, влияют на популярность некоторых пород. С другой стороны есть факторы, которые, вопреки ожиданиям не оказывают никакого значимого влияние на численность породы, например, порода победителя крупнейшей выставки США — Вестминстера — никак не влияет на популярность породы. «Идея в социальной составляющей, а не в рациональном решении,» — заключил Стефано Гирландо.
В целом, эти данные свидетельствуют о том, что просмотр фильма может вызвать длительный эффект предпочтения породы, имеющий действие даже в течение нескольких лет, когда, например, придет время покупать новую собаку. Другой интересный вывод из этого исследования, что часто в фильмах задействуют породу, которая уже начинает набирать популярность, усиливая тенденцию и превращая ее в модное течение.
Интересно, что не все породы и фильмы имели такое влияние. Например, не было характерного всплеска популярности бордосского дога после выхода фильма «Тернер и Хуч» (1989), или еще более примечательный пример, который описал Кристофер Ландауэр, что не все фильмы про далматинов имели подобный эффект.
Нью-Йорк таймс в 1997 г. писала:
В фильме далматины милые и забавные. Но дома они линяют, прихватывают или иногда кусаются, и часто не очень любят детей — на что жалуются владельцы. Приюты по всей стране сообщили о резком увеличении числа отказных далматинов в этом году, многие из них стали подарками на Рождество. Точных данных по стране нет, но некоторые приюты сообщают о двукратном увеличении брошенных собак.

Нельсон Вергара, впечатленный фильмом «101 длматинец» собирал брошенных далматинов в Чили, одновременно коллекционируя и спасая собак [5]
Какой эффект это окажет на породу? Многогранный, но в любом случае отрицательный. Чтобы не повторяться — отправлю к предыдущим статьям: Популяционная генетика чистокровных собак, Проклятье популярного кобеля-производителя и Цена инбридинга. С другой стороны за счет мошенников произойдет прилитие новой крови (метисов, беспородных собак схожей внешности и т.п.), что также негативно отразится на поголовье.
Источники:
- Harold Herzog Forty-two Thousand and One Dalmatians: Fads, Social Contagion, and Dog Breed Popularity, Society & Animals, Volume 14, Issue 4, pages 383 – 397
- Stefano Ghirlanda, Alberto Acerbi, Harold Herzog Dog Movie Stars and Dog Breed Popularity: A Case Study in Media Influence on Choice, PLOS ONE: September 10, 2014
- Stefano Ghirlanda, Alberto Acerbi, Harold Herzog, James A. Serpell Fashion vs. Function in Cultural Evolution: The Case of Dog Breed Popularity, PLOS ONE, September 11, 2013
- Don’t Blame Disney for Dalmatians
- How Much Is That Doggie From the Movie?
- Disney’s 101 Dalmatians Inspires Dog Lover to Take in as Many Spotted Canines as He Can Find