История пород собак: прошлое, генетика и будущее
Многие владельцы породистых собак, приобретая их, думают, что в комплекте с внешностью и характерным поведением идут и типичные (наследственные) заболевания. Мы настолько привыкли к этому, что у шар-пеев муциноз является «нормой», также как и медный токсикоз у бедлингтон-терьеров, кардиомиопатия — у доберманов, атопия у вест-хайленд-вайт-терьеров и далее по списку… Кажется, скоро подобные заболевания можно будет прописывать в стандарте породы. Однако мы не часто задумываемся о том, как собаки получили этот «генетический груз», и что это — совершенно не случайность: мы сами сделали этот выбор, когда создали породы и, главное, мы продолжаем делать этот выбор сегодня.
Начало пород собак
Люди тысячелетиями разводили собак, но в течение большего периода нашей совместной истории функция преобладала над внешним видом. Собаки были выведены для работы и их красота — это побочный эффект: длинная шерсть для поддержания тепла, невысокий рост для преследования норных животных (лис, кроликов и т.д.), длинные ноги для скорости.
Все изменилось в Викторианскую эпоху с впечатляющим ростом интереса к разведению собак. Внезапно люди начали разводить и демонстрировать собак, оценивая внешний вид, а не их рабочие качества. Породы стали не просто группой собак, выполнявших ту или иную работу и выглядевших схоже, теперь породистые собаки придерживались родословной. Это была эпоха, когда родословные книги стали закрытыми, а это означает, что порода стала определяться как популяция собак, чьи предки принадлежат к списку, определенным этими книгами. Если вы хотите разводить золотистых ретриверов, вы можете использовать только собак, происходящих от этого первоначального списка. Если вы повяжете собаку с родословной и собаку с неизвестным происхождением, их потомки будут определены как метисы и не смогут участвовать в выставках, даже если они выглядят также, как и породистые собаки.
Что же произойдет, если вы возьмете относительно небольшую группу собак и используете их для получения большего числа особей? Это похоже на необитаемый остров, где нет возможности внести генетическое разнообразие, и в их родословных будут только те, кто попал на остров. Их потомки будут похожи на них и будут вести себя как они, а также иметь полученные от них генетические заболевания. Гены той небольшой группы основателей — это все, что доступно для потомков. Когда генетическое разнообразие снижается — это может стать большой проблемой.
Басенджи и синдром Фанкони
Снижение генетического разнообразия сильно выражено в породе басенджи. Эта порода происходит из Африки, но основная популяция мира происходит от небольшого числа собак, ввезенных в Европу в 1930-х гг. Разнообразие в этой популяции было настолько низким, что к 1990-м гг одна их десяти собак страдала от генетического заболевания почек — синдрома Фанкони. Один или несколько основателей породы, по всей видимости, был носителей этого заболевания и передавал его потомкам.
Единственное возможное решение здесь — ввоз новых особей басенджи из Африки, разведение их с западными басенджи, и включение их в чистокровное поголовье, не смотря на отсутствие родословных. Это и было сделано в 1990 г и 2010 г.
Далматины и мочекаменная болезнь
Но что делать, если предковой популяции нет? Далматины также страдают от генетического заболевания мочевыделительной системы, в их случае — образования камней в мочевыводящих путях, вызванных высоким уровнем мочевой кислоты. Это болезненное заболевание, и нет способа, чтобы избавиться от него: у всех далматинов содержание мочевой кислоты выше, чем у других собак.
Решение: проект LUA-далматины — возвратное скрещивание далматина с поинтером, которое было произведено в 1973 г. Щенки из этого проекта тестируются на содержание мочевой кислоты, и дальнейший отбор ведется на фенотипическое сходство с далматинами. В 2011 г Американский клуб собаководства зарегистрировал собак этого проекта как чистокровных.
Что делать, чтобы восстановить генетическое здоровье современных пород собак?
С помощью этих успешных проектов проблемы этих пород могут быть решены. Но клубов, открывших родословные книги, крайне мало: это чинук, салюки и азавак в США, и всего несколько пород в Европе. Тем более, что наследственные заболевания далматинов и басенджи легко определялись генетическим тестированием — т.е. они контролировались всего одним геном.
Однако, существуют заболевания, наследственная природа которых до конца не изучена. Например, золотистые ретриверы склонны к развитию рака больше, чем другие породы собак. Рак имеет полигенное наследование, и поэтому сложно разработать генетический тест. Поэтому заводчикам и клубам этой породы сложно донести мысль о необходимости новой крови. Как и в случае с далматинами, первые несколько поколений при возвратном скрещивании будут внешне отличаться от породистых собак, но они могут составить основу новой здоровой популяции. Однако есть еще одна немаловажная проблема — зарегистрировать щенков в родословной книге, участникам проекта LUA-далматины потребовалось много упорства и времени чтобы добиться этого.
И таких пород, которые страдают от низкого генетического разнообразия, к сожалению, очень много. Необходимо прекратить эту одержимость чистокровностью и взглянуть на проблему, пока еще не поздно что-либо изменить. Мы можем разводить собак для красоты, но это должно быть вторым критерием, после здоровья. У нас есть успешный опыт проекта LUA-далматинов и все, что нам нужно, это желание улучшить генетическое здоровье пород собак.
Источник: The history of dog breeds: Victorians, genetics, and the importance of diversity