Как внешний вид влияет на поведение собак?
Собаки преуспели в роли наших лучших друзей. Согревая нас холодными ночами, они выглядят гипер-одомашненными. Если бы существовала золотая медаль «за достижения одомашнивания», собаки бы непременно получили ее.
Однако, в иные дни все наоборот: погони за кошками, выкапывание свежепосаженных цветов, поедание и срыгивание травы, возня в грязи сразу после мытья, вываливание в полуразложившейся падали… В такие моменты мы, глядя на наших четвероногих друзей, склонны думать: «Серьезно? Тебя приручили?». Конечно же приручили. И эта «гремучая смесь» — именно то, что делает собак собаками: в одно мгновение они предстают наряженными в костюм супермена, а в следующее — доедают остатки этого самого костюма.
Если попросить человека объяснить поведение той или иной собаки, почти наверняка он сошлется на породу и на свой предыдущий опыт. Кто не слышал подобных утверждений: «Это собака из приюта, и скорее всего ее обижали – вот почему она такая пугливая» или «Это же лабрадор, поэтому он всегда таскает во рту мяч»? Собак неизвестного происхождения описывают в подобной же манере, ссылаясь на предполагаемое родство с какой-либо породой: «Мисси выглядит как чихуахуа, но взгляд у нее определенно от бордер колли».
По мнению Кристин Хаббард, сертифицированного дрессировщика и владелицы «Companion Animal Solutions» из Сиэтла (штат Вашингтон, США), если вы ассоциируете внешний вид или поведение собаки с определенной породой, необходимо помнить, что «то, как собака выглядит, может сильно отличаться от ее генетического багажа». По крайней мере согласно проведенным исследованиям. Виктория Войт, ветеринарный врач, сертифицированный консультант по поведению животных из Западного университета здравоохранения в Помоне (штат Калифорния), поясняет: «Метисы – это коллаж из черт их предков. Настолько разрозненный, что зачастую они не выглядят как их предки в первом или предыдущих поколениях. По факту, они чаще могут походить на другие породы.» Тесты ДНК нередко показывают, что такая собака — это не просто результат скрещивания двух чистопородных животных между собой. Напротив, согласно тестам он имеет 25% от того, 12,5% от другого и по щепотке всех остальных. Поскольку внешний вид собаки и ее генетический код могут находиться не только на разных страницах одной книги, но даже в разных книгах, — приписывание собаке поведения в зависимости от ее внешнего вида является порочным допущением.»
А что насчет чистокровных собак? Могут ли собаки целенаправленного породного разведения как-то намекнуть нам на то, почему собаки ведут себя так, а не иначе? Конечно же, Американский клуб собаководства и другие организации, имеющие право на регистрацию пород, вносят в стандарт не только физические признаки пород: шипперке уверенна в себе и независима, бостон терьер дружелюбный и бойкий, чау независимый и отстраненный, кламбер спаниель кроткий, верный и ласковый.
Тем не менее, стандарты пород — это лишь руководство. Как говорит Дениз Герман, сертифицированный дрессировщик, ведущий специалист и основатель «Empire of the Dog» из Нью-Йорка: “Люди, приобретая щенка определенной породы, думают что это чистый лист, но на самом деле это лист со скрытыми надписями. Порода помогает понять, что может проявиться на этом листе, но не все бордер колли — пастухи, не все хаски бегают в упряжке, а некоторые чау любят всех на свете. Щенок конкретной породы – это лист с тайными письменами и с возможностью написать на нем те или иные характеристики.”
Нет двух одинаковых
Все начинается с генетики, а онтогенетические (эволюционные) факторы, такие как окружающая среда, обучение и индивидуальный жизненный опыт делают каждую собаку такой, какая она есть. Нет двух собак на Земле, имеющих полностью одинаковый жизненный опыт, а это значит, что нет двух собак, даже одной породы, с одинаковыми характерами и реакциями на сходные ситуации. Собаки уникальны, как снежинки!
Прекрасным примером ограниченности влияния генетики на поведение является весьма спорная практика клонирования собак. В книге Dog, Inc., получившей пулитцеровскую премию и описывающей расследование журналиста-репортера из журнала «Bark» Джона Вестендайка, рассказывается о клонировании супругами Джоан Хавторн и Джоном Сперлингом их любимой собачки Мисси. Они потратили 20 миллионов на клонирование обожаемого питомца, но затем были сильно разочарованы, так как обнаружили, что преемник сильно отличается от оригинала. «Мисси была надежной и абсолютно спокойной. Мисси не пошла бы громить все винные бокалы в доме… Они не идентичны,” говорит Хавторн. Да, но их генетический материал идентичен. А что насчет личности? Да не то, чтобы очень. Даже клоны на самом деле – не клоны.
В то время как генетика и жизненный опыт вносят свою лепту в то, какой станет собака, это не единственные факторы, влияющие на этот процесс. Остальная часть картинки – у нас на виду.
Породные стандарты определяют необходимые физические характеристики для хвоста, ушей, шерсти и других внешних признаков. Большинство этих индивидуальных признаков, конечно, свойственны ряду пород, а некоторые характерны для собак как вида. То, как внешний вид собаки влияет ее на общение с сородичами и то, как он ими воспринимается, мы и рассмотрим далее.
Знаменитый русский эксперимент по одомашниванию серебристой лисицы – ясное напоминание о том, что демонстрируемое животными поведение может быть некоторым образом связано с их внешним видом. За несколько поколений лисы, прошедшие селекцию по определенным признакам (покорность и дружелюбие к человеку), внешне довольно сильно изменились и стали отличаться от недоверчивых к человеку представителей их вида. Стефен Завистовски, доктор философии, сертифицированный консультант по поведению животных и научный консультант ASPCA, объясняет: «когда лисы стали более ручными, они стали больше походить на собак: появились белые пятна и висячие уши».
Смешанные сигналы
Как это относится к собакам? Поскольку собаки — самый разнообразный вид на планете, можем ли мы найти связь между тем, как собака выглядит и тем, как она себя ведет?
Сигналы, находящиеся в распоряжении собак, являются чем-то вроде встроенной базовой функции. Завистовски делится своими наблюдениями: «есть вещи которые собака не может сделать в силу своей анатомии, она просто не имеет физической возможности. Как понять, что уши бассет хаунда в этот момент настороженно подняты? Ротвейлерам отлично умеют скалиться, но как, по-вашему, должен скалиться бульдог?». Разумеется, отсутствие явных сигналов не говорит о том, что собака не испытывает ту или иную эмоцию, или что собака не может применить ту или иную стратегию, чтобы ее продемонстрировать. Но вывод довольно прост: то, что мы воспринимаем ротвейлеров как агрессивных собак, а бассетов как вальяжных является следствием их внешнего вида. Следовательно, их восприятие в гораздо большей мере основано на том поведении, которое они демонстрируют, а не на протекающих в их голове психических процессах.
Имея это в виду, зададим себе вопрос: может ли внешний вид собаки влиять на ее коммуникативные способности? Или даже на то, как именно к ним относятся другие особи их вида? Когда немецкий дог встречается с французским бульдогом, обоняние подсказывает ему что это, как ни странно, собака, но что думает при этом дог? «Привет, мой дальний тридцатиюродный брат» или «Что это, черт возьми, такое? Ты вроде пахнешь как собака, но что ты там пытаешься мне сказать?»
Джим Ха, доктор философии, сертифицированный консультант по поведению животных, адъюнкт-профессор и сотрудник «Companion Animal Solutions» из Сиэтле (штат Вашингтон, США) утверждает, что «то, как собаки выглядят — их морфология — безусловно влияет на качество их визуальных сигналов. Собаки, которые выглядят более инфантильно, т.е. внешне напоминающие детенышей, такие как французские бульдоги, мопсы, и Кавалер Кинг Чарльз спаниели — прекрасный пример того, как мы отбираем у собак способность использовать естественные сигналы в общении. Но также следует отметить, что собаки с обычными (не педоморфными) чертами также испытывают трудности в общении друг с другом. Сложности с демонстрацией сигналов наблюдается не только у педоморфных собак».
Изменения внешнего вида собак, которые мы произвели с помощью селекции, не только не упрощает их общение друг с другом. Джим Ха предполагает, что большинство случаев агрессии проистекает из того, что собаки неправильно используют сигналы и происходящего из-за этого недопонимания.
Войт выдвигает схожее предположение: «Как показывает клинический опыт (хотя систематических исследований не проводилось), лохматых и черных собак сородичи атакуют чаще. Я думаю, это потому, что их социальные сигналы труднее, если вообще возможно, разобрать. После нескольких нападений на них, черные и мохнатые собаки обычно начинают проявлять агрессивно-оборонительную реакцию по отношению к другим собакам, обычно на поводке».
Герман соглашается: «Это касается любой собаки с большим количеством шерсти, вы не можете видеть напряжение мышц, сложнее заметить напряженность в поведении. Бывает ли у комондора пилоэрекция [вздыбленный загривок]? Да я понятия не имею.»
Или возьмем хвост. Собаки имеют целый спектр размеров и форм хвостов. Важно ли это для коммуникации у собак? Люди, несомненно, обращают на них внимание; если попросить кого-то оценить поведение собаки, то максимум внимания будет уделено хвосту (возможно потому, что у нас его нет). Когда лабрадор смотрит корги, он думает: «Эмм, прошу прощения, сэр. Я не очень вас понимаю. Мне кажется, сзади у вас чего-то не хватает.» Для других видов домашних животных хвосты весьма актуальны. Аспирантка Шаролотта Камерон под началом известного этолога Джона Брэдшоу обнаружила, что кошки охотнее и дружелюбнее приближаются к картонному силуэту кошки, хвост которой поднят вверх, по сравнению с силуэтом, у которого хвост был опущен. Хвосты играют важную роль в ритуале приветствия кошек.
Когда исследователи изучали, как собаки реагируют на хвосты других собак, они использовали тяжелую артиллерию: модель собаки-робота, напоминающей лабрадора ретривера. «Собака» была полностью неподвижна, за исключением хвоста. Исследователи обнаружили, что если у робота длинный виляющий хвост, к нему приближаются охотнее, чем когда хвост длинный и неподвижный, что, как вы уже видимо догадались, доказывает, что хвост отражает эмоциональное состояние собаки, и что виляющий хвост больше располагает к общению, чем неподвижный. Когда дело дошло до коротких хвостов, ситуация изменилась. Ученые не обнаружили никакой разницы между вилянием и неподвижностью. Получается, что длинный хвост эффективнее передает эмоции, а в случае короткого хвоста эмоции понять сложнее, и не факт что они вообще могут быть «прочитаны».
Для Герман выводы очевидны. «Купирование хвостов лишает их отведенной функции в передачи сигналов при общении собак между собой. Это собачья версия ботокса. Купирование ушей попадает в ту же категорию. Доберманы с купированными ушами выглядят настороженными в глазах других собак. Их сигналы не могут быть расшифрованы [верно], потому что уши практически не меняют своего положения». Довольно сложно демонстрировать сигналы и считывать эмоции с купированных ушей. Если что-то случится, их настороженный вид может быть неверно истолкован другими собаками.
Э’Лиза Кристенсен, доктор ветеринарных наук, сертифицированный ветеринарный консультант по поведению животных из Нью-Йорка, соглашается: «мне кажется, косметическое изменение внешнего вида может влиять на коммуникацию с другими собаками. Оно несомненно влияет и на восприятие собак владельцами, потому что они забывают смотреть на положение обрубка хвоста в движении и напряжении. Слишком коротко купированные уши означают, что владельцы должны обращать внимание на движение мускулатуры головы в целом, а не только на ушную раковину — наружную часть уха, на которую обычно смотрят. Плоские морды затрудняют чтение мелких движений мимических мышц.»
Герман предполагает, владельцы смогут лучше понимать свою собаку, если примут во внимание их морфологические особенности. «Другим собакам сложно увидеть, что чау напряжен, просто потому что он представляет собой комок шерсти. Это может помочь владельцам животных признать, что наличие или отсутствие у собак каких-то частей тела действительно влияет на их внутривидовую коммуникацию. Такая взгляд помог бы им научиться сопереживать своим собакам, вместо того, чтобы постоянно обвинять их или чувствовать гнев из-за ее поведения.»
Хиббард напоминает нам, что этот вопрос все же может быть двояким. «Если вы не видите ушей это одна проблема. Но если вы видите уши, а собака использует их неверно – это уже совсем другая проблема».
Все зависит от нас
Ни одна собачья история не будет полной без упоминания человека. Влияет ли морфология на общение людей и собак? Собаки отлично умеют подстраиваться под нас, вне зависимости от того, говорим ли мы про аджилити, или когда собака пытается определить, направляемся ли мы в ванную или на кухню. Но иногда некоторые собаки «рассинхронизируются», что резко повышает популярность таких программ как «Плохая собака» на канале Энимал Плэнет.
Дрессировка, жизненный опыт, генетика и психологические расстройства – наиболее частые виновники в «рассинхронизации» поведения собаки. А то, как собака выглядит — или, скорее, видят – обычно не принимается в расчет. В 2003 году профессор Поль МакГриви, доктор ветеринарной медицины и исследователь из Университета Сиднея, совместно с коллегами обнаружил, что, вопреки распространенному убеждению, глаза у разных собак устроены по-разному. Короткомордые собаки имеют так называемое желтое пятно на сетчатке, которое позволяет им более четко фокусироваться на том, что находится перед ними, подобно людям. В то время как собаки с длинной мордой имеют так называемую зрительную полосу, которая обеспечивает лучшее периферическое зрение. Вот почему длинномордая собака внезапно срывается с места, если что-то заметила боковым зрением, а коротконосая будет продолжать сидеть в парке на лавочке и недоумевать, что же такого заметила длинномордая собака.
Понятно, что эти отличия влияют не только на то, как собаки видят окружающий мир, но также и на то, как они относятся к нам, людям, и как раз это мы и замечаем. Собаки научились довольно искусно распознавать наши жесты, при этом брахицефалические (короткомордые) породы с расположенными в одной плоскости и обращенными вперед глазами, считывают эти сигналы лучше, чем породы-долихоцефалы (длинномордые). В свою очередь, это ощущение, что тебя видят и тебе отвечают (или не отвечают), влияет на то, как мы сами относимся к собакам и как их воспринимаем.
Несомненно, что собаки — это комбинация их генов и личного опыта. Но их физические характеристики, в том числе изменяемые при помощи купирования и селекции, могут влиять на их взаимодействие с другими и на то, как их воспринимают как люди, так и собаки. Когда вы в следующий раз подумаете о том, почему ваша собака ведет себя так или иначе, не лишним будет окинуть ее взглядом и повнимательнее рассмотреть то, что находится перед вами.
Ссылки:
- Cameron-Beaumont, C.L. “Visual and Tactile Communication in the Domestic Cat (Felis silvestris catus) and Undomesticated Small Felids.” (Doctoral dissertation, University of Southampton, United Kingdom, 1997).
- Gácsi, M., et al. 2009. Effects of selection for cooperation and attention in dogs. Behav. and Brain Funct. 5:31. Leaver, S.D.A. and T.E. Reimchen. 2008. Behavioural responses of Canis familiaris to different tail lengths of a remotely controlled life-size dog replica. Behaviour 145 (3): 377–390.
- McGreevy, P. et al. 2004. A strong correlation exists between the distribution of retinal ganglion cells and nose length in the dog. Brain Behav. Evol. 63 (1): 13–22.
Источник: Skin Deep — Julie Hecht