Кто умнее, кошки или собаки?
Это спор, который мы, похоже, никогда не разрешим: кто умнее: кошки или собаки? Собаки учатся и выполняют команды, а кошки обычно нет. Но кошки — хитрые охотники с безграничным любопытством.

Чтобы положить конец этому спору, PBS NewsHour задал вопрос трём учёным — нейробиологу, эксперту по когнитивным способностям собак и исследователю поведения и когнитивных способностей кошек. Когда один из учёных подсчитал количество клеток мозга у этих животных, победитель был очевиден. Тем не менее, последние исследования поведения животных в области интеллекта бросают вызов всем нашим устоявшимся представлениям о том, что значит быть умным.
У собак больше нервов, чем у кошек
Нейробиолог Сузана Геркулано-Хаузел изучает интеллект животных, глубоко исследуя серое вещество. Она подвергает мозг животных жидкостному растворению, чтобы подсчитать количество нейронов. И обнаружила, что у собак нейронов вдвое больше, чем у кошек.
Нейроны обрабатывают и передают информацию по всей центральной нервной системе. Команда Геркулано-Хаузела подсчитала количество нейронов в коре головного мозга — морщинистом наружном слое мозга — у разных видов. Мозг принадлежал восьми хищным млекопитающим: кошкам и собакам, а также хорькам, мангустам, енотам, гиенам, львам и бурым медведям. Исследование было опубликовано в конце 2017 года в журнале Frontiers in Neuroanatomy.
Это были мозги уже умерших животных, пожертвованные зоопарком, лесным заповедником, центром реабилитации диких животных и несколькими владельцами домашних животных.
Метод, разработанный Геркулано-Хаузелем и первоначально применявшийся для определения количества нейронов в человеческом мозге, растворяет мозг и превращает каждый нейрон в жидкость. После того, как мозг размягчается до консистенции «нефильтрованного яблочного сока», в «мозговом супе» остаются только свободно плавающие ядра нейронов, которые исследователь затем может подсчитать.
Этот метод помог команде обнаружить, что у собак в коре головного мозга около 530 миллионов нейронов, а у кошек — около 250 миллионов. Для сравнения, кора головного мозга человека содержит 16 миллиардов нейронов. Эркулано-Хаузел предположил, что даже у маленьких собак, таких как чихуахуа или корги, нейронов больше, чем у кошек.
«Тогда логически следует, что да, собаки гораздо более способны, чем кошки», — сказал Геркулано-Хаузел.
Помимо собак и кошек, команда обнаружила несколько сюрпризов и у других животных. Например, у самых крупных животных в группе — гиены, льва и бурого медведя — нейронов было меньше, чем у более мелких. Нейробиологи давно предполагали, что размер мозга может указывать на большую «умность». Другими словами: чем больше мозг, тем умнее животное. Но команда Геркулано-Хаузела обнаружила, что у медведей в коре головного мозга столько же нейронов, сколько и у кошек.
Ещё один сюрприз в их исследовании преподнесли еноты, эти хитрые разбойники в масках. Мозг енота по размеру сопоставим с мозгом кошки, но содержит столько же нейронов, сколько и собачий. Соотношение размера мозга енота к количеству нейронов напоминает мозг некоторых приматов.
«Огромное количество нейронов, обнаруженное нами в коре головного мозга енота, прекрасно согласуется с легендами о енотах», — сказал Геркулано-Хаузел. «Это согласуется с тем, насколько невероятно изобретательны эти маленькие существа и насколько хорошо они справляются с поиском пищи».
Команда Геркулано-Хаузела также изучала количество нейронов у травоядных животных, собранных другими группами, поскольку предполагала, что выпас скота требует меньше энергии и мозговой активности, а следовательно, и меньшего количества нейронов. Однако они обнаружили, что у травоядных животных количество нейронов было таким же, как и у их хищников. Тот же баланс наблюдался и при сравнении домашних и диких животных.
Всё это говорит о том, что размер мозга не имеет значения. Эволюция и селекция не давали преимуществ виду или размеру тела, когда речь шла о количестве нейронов. Интеллект может быть любым, считает Геркулано-Хаузел.
Спектры интеллекта
Брайан Хэйр, основатель и директор Центра когнитивных исследований собак при Университете Дьюка, осторожно противопоставляет виды в спорах об интеллекте. Хэйр отметил, что многие учёные избегают этого термина, поскольку интеллект обычно изучается с точки зрения человека.
«Спрашивать, какой вид умнее, — это всё равно что спрашивать, является ли молоток лучшим инструментом, чем отвёртка», — написал в электронном письме Хэйр, не участвовавший в исследовании Геркулано-Хаузел. «Каждый инструмент предназначен для решения определённой задачи, поэтому, конечно, всё зависит от того, какую задачу мы пытаемся решить».
Каждый вид эволюционировал, чтобы решать проблемы, наиболее важные для его выживания и воспроизводства, продолжил он. Вид дельфина, сидящего на дереве, выглядит так же нелепо, как шимпанзе, ловящий рыбу в море. Но исследования показывают, что и дельфины, и шимпанзе — гении в своей естественной среде обитания.
Так как же ученым следует изучать познавательные способности животных без иерархии интеллекта?
«Многое из того, что мы уже знаем об интеллекте других видов, можно отнести к определенному градиенту или спектру», — говорит Кристин Витале Шрив, научный сотрудник по изучению познавательных способностей и поведения кошек в Университете штата Орегон.
Рассмотрим, например, охотничьи способности. Кошки находятся на конце спектра, где развита хватка, собаки — посередине, а люди — ближе к низу. Но если мы проверим эти три типа по математике, то люди сместятся в сторону интеллекта, а собаки и кошки — вниз.
Другими словами, нам следует избегать противопоставления разных видов друг другу из-за их разного уровня интеллекта. Однако Витале Шрив считает, что необходимы сравнительные исследования, чтобы понять, как поведение в целом связано с физиологией мозга, особенно с учётом того, что мы теперь знаем о количестве нейронов в разных типах мозга.
Витале Шрив и Геркулано-Хаузел отметили, что изучать интеллект с помощью поведенческих исследований, которые обычно проводятся на животных, выполняющих задания или решающих головоломки, сложно. Кроме того, лишь немногие исследования напрямую сравнивали когнитивные способности собак и кошек, и, по сути, лишь немногие исследователи вообще занимаются кошками. Витале Шрив отметил, что пока учёные не найдут правильные методы совместного изучения собак и кошек, проводить сравнения будет совершенно несправедливо.
«Существует мнение, что кошки не поддаются дрессировке или с ними сложно работать», — сказал Витале Шрив. «У кошек много индивидуальных различий и ярко выраженных характеров, что затрудняет исследователям их понимание».
Подводя итог, можно сказать, что интеллект — понятие тонкое и сложное. Но у Геркулано-Хаузел есть послание, которое она хотела бы донести до всех владельцев домашних животных:
«Пожалуйста, любите своих кошек и собак так сильно, как хотите», — сказала она. «Независимо от того, сколько у них нейронов».
Источник: Which are smarter, cats or dogs? We asked a scientist









