О чем лают собаки?

Мой друг предположил, что одна из причин, по которой мы так любим собак, заключается в том, что они не могут говорить. Но мне стало интересно, так ли это. Конечно, собака не скажет вам: «У тебя точно нет второго кусочка печенья?», но означает ли это, что собаки не говорят?

Собаки не немые, и хотя мы обычно обращаем внимание на виляние хвоста и этот взгляд, под которым невозможно устоять, вокализация — как лай и рык — предоставляет нам еще одно окно в повседневные переживания собак.

Известно, что социальные виды более шумные, чем животные, которые ведут одиночную жизнь. Снежные барсы бродят по горам Центральной Азии в тишине, но группы обезьян производят много шума. Итак, учитывая, что собаки и их дикий близкий родственник волк — социальные животные, неудивительно, что оба производят широкий спектр звуков: они лают, подвывают, скулят, воют, ворчат, рычат, визжат и тявкают (и это еще не полный список!). С самых ранних моментов их жизни собаки и другие псовые производят тональные визги и скулеж, а атональные лай и ворчание появляются уже в первые несколько недель в сочетании с появлением социального поведения.

Однако есть большая разница между лаем взрослой собаки и взрослого волка. Собаки как будто играют на каждом инструменте в оркестре: от флейты до тубы, иногда с продолжительностью вагнеровоской оперы. Плюс, кажется, нет такой ситуации, в которой собака не будет лаять: они лают, когда одни или когда находятся с другими собаками. Некоторые лают до, во время и даже после броска мяча. Проезжает машина или звонит дверной звонок и собаки лают. Волки, напротив, лают реже и в контексте предупреждения или защиты.

Значение звуков

Что означает вокализация собак? Исследователи по поведению животных только недавно начали изучать этот вопрос. Как говорит Моник Уделл, доктор философии, который в настоящее время преподает в Университете штата Орегон: «Вокальное поведение у других видов изучалось достаточно широко. У птиц исследовались тончайшие вариации звуков. Вокализация — такая выдающаяся особенность собак, и тут есть, что изучить». На сегодняшний день список исследований по вокализации у собак достаточно короткий.

При этом проведенные исследования невероятно проницательны. Например, рычание, по которому, как было показано, собаки могут точно судить о размере другой собаки. Как мы об этом узнали? Тамас Фараго и его коллеги по проекту Family Dog из Университета им. Этьвуса Лорана в Будапеште предлагали собакам два изображения одной и той же собаки: одно было правильного размера, а другое было на 30% больше или меньше. Затем собаки слушали предварительно записанное рычание, и большинство собак смотрели на полноразмерное изображение собаки, а не на измененное.

Рычание, к тому же, похоже имеет разное значение. В другом исследовании Фараго с коллегами использовали некоторые хитроумные обманки, чтобы выяснить, как собаки реагируют на рычание, записанное в разных ситуациях. В пустой комнате собаке было позволено приблизиться к кости. За костью был спрятан динамик, и когда собака подходила, раздавался звук «игрового рычания», «рычания при приближении чужого» или «рычания при охране еды», Собаки чаще забирали кость, когда слышали рычание при приближении чужого или игровое рычание, но с охранным рычанием предпочитали не связываться. Не смотря на то, что рычание при охране еды и при приближении постороннего для нас звучит очень похоже, собаки реагировали на него по-разному.

Многие исследования, посвященные вокализации, основаны на предварительно записанных образцах, но важно помнить, что вокализация и визуальные сигналы неразрывно связаны. При приближении незнакомца собаки рычали с закрытым ртом, в то время как в ситуации с охраной еды, они показывали зубы и поднимали губы.

Хотя мы больше склонны реагировать на рык, мы часто пропускаем лай мимо ушей как бессмысленный шум, как будто это просто часть ежедневного ритуала, как завтрак или прогулка. До начала века это было преобладающим взглядом среди исследователей и теоретиков. В лучшем случае лай считался результатом социального облегчения — лай одной собаки побуждает других собак лаять — или, может быть, поведения привлечения внимания, или даже соперничества или защиты.

Только недавно ученые начали исследовать различия лая, произведенного в различных контекстах, по своим акустическим параметрам (таким, как тон и высота тона). Ученые предположили, что если лай (как рычание) имеет согласованные различия, он может иметь более специфическую коммуникативную функцию, возможно даже связанную с внутренней мотивацией и эмоциональным состоянием собаки. Например, некоторые виды лая могут транслировать агрессию, а другие — дружелюбие.

В одном из ранних исследований София Йин, доктор ветеринарной медицины, записала лай ряда пород в ответ на разные ситуации: незнакомец звонит в дверь, при уходе владельца и во время игр. Йин обнаружила, что у лая действительно были разные акустические характеристики. Лай на незнакомца был более жестким и низким с небольшой амплитудной модуляцией, в то время как лай при изоляции и в игре имел более высокую тональность и более высокую частоту, а также больший диапазон амплитудной модуляции. Более поздние исследования подтверждают, что собачий лай имеет определенные закономерности. Например, лай собаки на незнакомца сильно отличается от лая собаки, которая собирается на прогулку. Но несут ли эти вокализации какой-то смысл? Да, и не только для собак. Когда собаки в одном исследовании слушали лай, записанный в новом контексте или от новой собаки, они уделяли больше внимания незнакомому лаю. Это говорит о том, что собаки могут обнаружить различия в видах лая, хотя ученые все еще изучают способы определения того, как именно они воспринимают и обрабатывают эту информацию. Люди тоже могут понимать значение лая. Независимо от того, есть ли у них собака, люди хорошо классифицируют лай и его соответствие контексту и приписывают ему воспринимаемое эмоциональное состояние. После прослушивания случайно записанных записей люди описывают лай из-за изоляции как отчаяние, в то время как игровой лай — как счастливый. Наша способность распознавать лай появляется достаточно рано, к 10 годам дети уже могут воспринимать различное звучание лая в правильном контексте. Сегодня мы может отличить акустические свойства лая настолько точно, что мы можем программировать компьютеры, чтобы классифицировать их.

Распознавание образов

Как мы воспринимаем смысл вокализации другого вида? Видимо, собаки и люди имеют больше общего, чем любовь к обуви. В течение их долгой общей истории вокализации людей и собак придерживаются аналогичных акустических образов. Высокие и более тональные звуки передают дружелюбие, причастность и потребность во внимании, тогда как низкочастотные и менее тональные звуки означают агрессию и потребность в увеличении дистанции. Эти правила и тенденции, которые встречаются у млекопитающих и птиц, управляют нашим общением и выражением эмоций. Когда мы разговариваем с младенцами, мы обычно используем высокочастотный «детский» тон, а не звуки с более низким регистром.

Недавняя публикация Кэтрин Лорд, доктора философии, предлагает дополнительный подход к тому, почему собаки лают. Она и ее коллега Рэй Коппингер, доктор философии, исследовали контекст, в котором другие виды используют звуки, подобные лаю: «Когда другие виды издают свою версию лая, они обычно находятся в какой-то конфликтной ситуации. Например, животное находится в гнезде или логове и видит какую-то угрозу. Обычно животное убегает, но в этой ситуации оно не может, поэтому лает. Мы думаем, что когда собаки лают, они создают эти звуки в сочетании с предупреждением или внутренним состоянием конфликта.»

В некотором смысле Лорд и Коппингер утверждают, что «конфликт» должен быть вторым именем собак. Они предполагают, что собаки лают во многих разных ситуациях, потому что они часто оказываются в ситуации противоречия: они находятся в доме и хотят выйти, они выходят и хотят войти. И может случиться, что сам процесс одомашнивания способствовал тому, что собаки чаще оказывались в таких ситуациях. По сравнению с волками у собак значительно сократилась дистанция, на которой собака почувствует, что столкнулась с проблемой и не знает как реагировать.

Уделл предполагает, что лай не должен сводиться к одному простому объяснению. «Если вы посмотрите на коммуникацию и вокализацию у широкого диапазона видов, они также различны. У синиц есть предупредительная трель, но у них также есть песни, и сами песни могут иметь разные смыслы в разных контекстах. Я думаю, что то же самое можно сказать и о собаках.»

Это раздражает

И это лишь часть истории. Гены и окружающая среда влияют на поведение собак, включая вокализацию. В своем исследовании, посвященному поведению и генетике собак, Скотт и Фуллер отмечают, что когда басенджи, типичная нелающая собака, действительно лает, они обычно производят только один или два низких «вуф». С другой стороны, «максимальное количество лая, записанное у кокера за 10-минутный период, составила 907  раз или более 90 раз в минуту». Это достойно Книги Рекордов Гиннеса.

Но гены это еще не все. Сьюзан Фридман, доктор философии, пионер в применении прикладного анализа поведения для животных в неволе и домашних животных и профессор психологии Университета штата Юта, объясняет: «Хотя ши-тцу имеет тенденцию лаять меньше, чем миниатюрные пудели, это не означает, что миниатюрные пудели — любители брехать. И я, конечно же, знаю некоторых тихих миниатюрных пуделей и ши-тцу, которые любят лаять в разных ситуациях. Всегда есть индивидуальные различия.»

Это подтверждают исследования доктора Йин. Даже внутри одной породы она обнаружила вариации в том, кто лаял и когда. Руди и Сигги, 11-летние немецкие короткошерстные легавые, оба лаяли в ситуации беспокойства, но в одиночестве Руди не лаял, а Сигги имел много чего сказать.

Влияние социальной среды на поведение собак может быть важным, потому что иногда собаки просто следуют течению. Бев Мори из Канзаса прокомментировал в Facebook: «Каждый день после моего ухода мой веймаранер теперь лает на все подряд. Это очень  раздражает!»

Раздражение — это одна из проблем лая. В то время как все вокализации, включая лай, обычно рассматриваются как нормальные элементы поведения собак, лай является одним из менее социально приемлемых для людей. По словам Лауры Монако Торелли, сертифицированного тренера собак и директора Animal Behavior Training Concepts в Чикаго: «Лай может быть особенно сложной проблемой для тех, кто проживает в городе, поскольку рядом много соседей.» Владельцы собак могут получить укоризненные взгляды или официальные жалобы соседей, а достаточное количество жалоб может привести к выселению.

Хотя собаки лают по какой-либо причине, лай представляет собой конструкцию, состоящую из влияния генов и окружающей среды, и поэтому он является гибким. Например, дикие собаки гораздо менее шумные, чем их сородичи, которые играют с игрушками, спят в кроватях и ходят в школу послушания.

Фридман объясняет: «Для собак лай — это функциональное поведение, то есть он поддерживается, усиливается или снижается из-за последствий.» Другими словами, собаки могут научиться быть спокойнее.

Однако полная тишина, вероятно, недостижима. Владельцы не всегда могут контролировать стимулы, которые провоцируют лай, особенно если они не находятся дома 24/7. Кроме того лай, который подкрепляется и поддерживается в течение какого-то периода времени с помощью вероятностного подкрепления, сохраняется очень долго. «Владельцы часто непреднамеренно подкрепляют лай для попрошайничества, когда собака ждет кормление или игрушку,» — говорит Фараго.

Монако Торелли соглашается: «Если собака узнает, что шум в коридоре прекратится, когда она залает, лай становится эффективным поведением.»

Владельцы должны сосредоточиться не на устранении лая вообще, а на сокращении его до уровня, который они находят приемлемым для жизни. Когда Монако Торелли встречается с клиентами, чтобы обсудить проблемы лая их собак, она задает такие вопросы: «Сколько лая для вас нормально? Что вы считаете лишним?». Это, по ее словам, дает тренеру хорошую отправную точку, с помощью которой можно разработать план, чтобы научить клиента, как изменить поведение собаки. Тренеры и владельцы обсуждают приемлемый лай, а затем внедряют методы для достижения желаемого уровня в каждом контексте.

Фридман делится тем, как она справляется с лаем своей собаки: «Мы живем с сельской местности, и когда мы отпускаем собак, они лают на оленя в течение нескольких секунд. Затем мы говорим: «Это достаточно, спасибо,» и они успокаиваются, и мы хвалим их». Она добавляет: «Ошибкой будет считать, что лай является проблемой. Реальная проблема в том, что собаки не перестают лаять, когда мы их просим».

Так называемые «быстрые способы избавиться от лая» могут только ухудшить ситуацию, особенно если основная причина не устранена. «Ошейник-антилай на боязливой собаке вряд ли уменьшит лай, если его последствие (удар током или спрей в нос) усилит страх собаки.  Если страх увеличится, увеличится и лай,» — объясняет тренер Мэри Хантсберри.

Стратегии для изменения

Итак, что могут сделать владельцы собак для сокращения лая? Прежде, чем вы этим займетесь, Фридман советует сделать шаг назад и спросить себя: «Является ли лай проблемой?», и если вы ответили утвердительно, следующий вопрос «для кого?». Лай, безусловно, является проблемой, когда люди говорят о нем, но также это проблема для собак, когда они тратят много времени на него, забывая о других полезных занятиях».

Лаем можно управлять и модифицировать, поэтому, если вы хотите повлиять на вокализацию вашей собаки, необходимо начинать рано и быть наблюдательным. Обучение собак границам приемлемой вокализации с раннего возраста окупится в будущем. Когда собаки молоды, лай может быть милым, но по мере взросления «милота» имеет тенденцию снижаться. Если поведение уже есть, существуют способы изменить его, отмечает Хантсберри. «В этом поможет функциональный анализ. Во время подробного интервью я спрашиваю, что происходит непосредственно перед и после нежелательного поведения, чтобы определить триггер и то, что его поддерживает.»

Монако Торелли фокусирует свое внимание на отношениях людей и собак. «Когда хозяева расстраиваются из-за поведения своей собаки, мы показываем им некоторые непосредственные цели и успехи в обучении, поэтому они видят, что их собака может сделать то, что они хотят, чтобы она сделала, а не то, что они не хотят, чтобы она творила. Это помогает им восстановить связь с собакой.»

В заключении отметим, что лай — это тонкое и гибкое поведение, и отношения могут развиваться, если вы будете обращать внимание на значение вокализации вашей собаки. И если вы решили сесть на диету, научите свою собаку лаять на каждый кусочек торта в ваших руках — это будет отличная совместная работа.

Julie Hecht

Ссылки:

  • Faragó, T., et al. 2010. Dogs’ Expectation about Signalers’ Body Size by Virtue of Their Growls. PLoS One 5(12): e15175.
    . 2010. ‘The bone is mine’: affective and referential aspects of dog growls. Animal Behaviour 79(4): 917–925.
  • Lord, K., et al. 2009. Barking and mobbing. Behavioural Processes 81(3): 358–368.
  • Pongrácz, P., et al. 2010. Barking in family dogs: an ethological approach. The Veterinary Journal 183(2): 141–147.
  • Do children understand man’s best friend? Classification of dog barks by pre-adolescents and adults. Péter Pongrácz, Csaba Molnár, Antal Dóka, Ádám Miklósi
  • Scott, J.P., and J.L. Fuller. 1965. Genetics and the Social Behavior of the Dog: The Classic Study. Chicago: University of Chicago Press.
  • Taylor, A.M., et al. 2010. Size communication in domestic dog, Canis familiaris, growls. Animal Behaviour 79(1): 205–210.
  • Yin, S., and B. McCowan. 2004. Barking in domestic dogs: context specificity and individual identification. Animal Behaviour 68(2): 343–355.

Источник: Dog Speak: The Sounds of Dogs