О гибели поисково-спасательных собак во время операций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Каждая ситуация имеет свой контекст, который необходимо знать и детально проанализировать, чтобы выяснить, не было ли допущено ошибок, приведших к гибели животного, и уменьшить их количество в будущем. Этот анализ должен проводиться с холодной головой, на основе технических аргументов и, особенно, глубоком уважении к участникам событий: всегда гораздо легче высказывать мнение о том, «как надо делать», когда вы не были в то время на месте событий, подвергаясь сильному давлению и нагрузкам, которые не могут передать последующие видео, фотографии и рассказы. Как спасатель я знаю, каково это — быть там и принимать критические, незамедлительные, рискованные решения в условиях недостаточной информации, и я уважаю это. 

Также очевидно, что поисково-спасательные операции сопряжены со значительным риском для безопасности и жизни людей и животных. Избежать их невозможно. На самом деле тактические задачи поисковых собак заключаются в сокращении времени работы, затрат и рисков для людей: когда собаку посылают на поиск в обрушившемся здании, после схода оползня или снежной лавины, мы хотим использовать ее нюх и другие средства обнаружения, превосходящие наши, чтобы быстрее и точнее найти жертв, но также и потому, что мы не хотим подвергать риску жизни людей. Нам будет очень больно потерять собаку, но потеря человека еще больнее и имеет больше негативных последствий разного рода. Кроме того, хорошо обученная собака может эвакуироваться из опасного места быстрее и безопаснее, чем любой человек. Но это не значит, что мы просто отправляем их на смерть: реагирование на чрезвычайные ситуации требует очень строгих протоколов безопасности и заботы обо всех. Понятия «героизм» и «отдать жизнь за миссию» относятся к старым военным школам, с которыми спасательные работы делали свои первые шаги, но они перестали быть актуальными десятилетия назад: современные школы и протоколы реагирования на чрезвычайные ситуации уже не принимают спасение жизни ценой потери жизни, но требуют подготовки и строгого применения очень точных мер по сохранению благополучия двуногих и четвероногих спасателей, если они хотят продолжали спасать жизни в дальнейшем. Возможно, в некоторых экстремальных военных сценариях до сих пор считается, что человек может быть принесен в жертву ради общего блага. Но это его рациональное решение, и это другой контекст. Животное на месте чрезвычайной ситуации никогда не выбирало, хочет ли оно там находиться, и не подозревает о величине рисков, которым оно подвергается. Кроме того, его смерть не служит никакой цели.

В настоящее время не конструктивно разбирать этот вопрос с точки зрения переполняющих эмоций, идеологии или фанатизма некоторых экстремальных зоозащитников, но и не следует романтизировать смерти, которых, вполне вероятно, можно было бы избежать.

Героизм и честь у поисково-спасательных собак?

Ошибочно приписывать собаке человеческие мотивы: какой-то гуру даже заявлял, что это «честь» или что-то в этом роде для собак, которых он обучает. Точно также я читал слова типа «героизм», когда собака умирает на работе. Ничего подобного: если поисково-спасательная собака страдает, травмируется, заболевает или умирает во время поисково-спасательных работ, это, скорее всего, происходит из-за ошибки, а часто из-за халатности или некомпетентности ее проводника и команды. Героизм и посмертные медали — это человеческие сказки, которые не имеют никакого отношения к собакам. А жертвовать жизнью или благополучием служебной собаки ради идеологических представлений не только неэтично, но и глупо: это трата огромного количества времени, труда и ресурсов, вложенных в нее.

Собака также не работает, чтобы «удовлетворить» проводника: это еще одна антропоцентрическая атрибуция, то есть она приписывает животному человеческое поведение, не соответствующее собачьему виду. Они также не делают это из любви к человечеству, из желания служить или ради какого-либо признания. Carballo, Dzik, Freidin и Bentosela (2018) пишут о просоциальном поведении, то есть «поведении, направленном на благо других особей». При этом собаки «мотивировано должны быть готовы совершить действие, которое не приносит немедленной выгоды им самим». Хотя существует множество примеров, когда животные совершали героические подвиги, чтобы помочь другим, в том числе людям, данные исследования, согласующиеся с предыдущими, предполагают, что «спасательное поведение — относительно редкое явление в природе». Я не смею исключать этого, но, похоже, что собака просто ищет, преодолевает препятствия, находит и указывает на человека, потому что это поведение ассоциируется у нее с наградой, которую она получит за это, как когда ее учили. Этой наградой может быть «убийство» (добычи), «охота» и поиск (нахождение), еда, привязанность или какой-либо другой результат, служащий поощрением, и до тех пор, пока собака получает свою награду (или подкрепление, в психологической терминологии), и мы делаем это последовательно в соответствии с этологическими константами обучения животных, она будет поддерживать такое поведение. 

Однако классическое, инструментальное обусловливание и его цепи, которые в конечном счете являются основой дрессировки собак K-SAR (или K-9, как их еще называют), не являются единственными переменными: они работают лучше или хуже, более или менее легко фиксируются, валентность и постоянство в памяти животного зависят от хорошего или плохого управления эмоциями проводника, а также контакта с ним и гармонизацией с эмоциями собаки на протяжении всего процесса, построением взаимного доверия и постоянно присутствующим компонентом познания или способности обработки информации, которым обладает каждый разумный вид (не только люди) и о котором мы знаем довольно мало, хотя человечество кое-что изучило за последние десятилетия. Paredes-Ramos и Coria-Ávila (2012 г.), вводят понятие познания у собак, объясняя его как «их умственные процессы внимания, памяти и понимания сигналов для создания новых знаний и использования этих процессов для решения проблем». Их исследование дает образец когнитивных способностей собак, но они приходят к выводу, что «как и у большинства видов животных, они мало изучены и принимаются за истинное познание», и предлагают проводить дополнительные исследования. 

Что мы действительно знаем, так это то, что каждый субъект отличается от других, подходит к обучению и выполняет его немного или сильно иначе, чем сородичи, вследствие своего рода собачьей «личности», которая накладывает отпечаток на индивидуальные характеристики, которые отличают результаты одних от других. Одним больше нравятся одни виды деятельности, а другим — другие. У этой собаки лучше получается это, а у другой — то, даже если их дрессируют одинаково. Мы также знаем, что некоторым породам «нужна ментальная нагрузка», «необходимо иметь работу», требуют физической нагрузки и траты энергии для поддержания поведенческого баланса, оптимального уровня работоспособности и собственного физического здоровья. Мы должны определить эти индивидуальные и породные особенности, чтобы использовать их наилучшим образом, и предвидеть возможные трудности, при этом постоянно следя за тем, чтобы не приписывать им значения, которые больше принадлежат нам, чем им. 

Среди этих значений человеческие понятия чести, героизма, желания служить и самопожертвования, к которым мы прибегаем, когда чего-то не понимаем, или когда хотим оправдать плохой результат, почти всегда связанный с человеческой ошибкой: собака, обнаруживающая взрывчатку, не «рискует жизнью ради отечества», также как и поисково-спасательная собака не страдает от теплового удара и умирает, «ради спасения человечества». Она также не погибает, чтобы сделать кого-то счастливым. Это человеческие понятия, которые, возможно, частично объясняют мотивы проводника, который в первую очередь отвечает за то, чтобы все прошло гладко и безопасно для них обоих. Люди сами решают подвергать себя рискам, связанным с этой деятельностью, в то время как животные никогда не выбирали этого: мы вовлекаем их, не спрашивая их. Если бы у них была естественная жизнь, в которой они зависели бы от собственного поведения, они бы, конечно, занимались другими вещами.

Поэтому мы должны заботиться о рабочих собаках из этических соображений, из уважения к жизни, а также из-за того, что они являются очень ценным и трудным в обучении ресурсом: если собака травмируется или погибнет в чрезвычайной ситуации, этот исключительный ресурс больше не будет доступен, и возможность спасения человеческих жизней уменьшится. И поэтому человек должен привнести в эту командную работу интеллект и ответственность. Эти принципы должны быть твердо положены в основу любой поисково-спасательной работы команды с собаками.

Поэтому рабочие собаки, в том числе поисково-спасательные, должны быть счастливыми во всех смыслах этого слова: в условиях жизни, здоровья, обучения и в специализированной работе; не только ради этики, но и для эффективности. Никакая форма взаимоотношений с ними, основанная на жестоком обращении, принуждении или пренебрежении, не позволяет достичь такого же качества работы и результатов, как методы, основанные на адекватной стимуляции, благополучии животного и положительном подкреплении необходимого поведения, эмоций и мотивация для достижения целей в работе. В неврологии мы давно утверждаем, что «мозг должен быть возбужден, чтобы учиться», и этот же принцип применим к собачьему мозгу. Речь идет не только об обучении, но и о правильном распознавании, управлении и синхронизации эмоций проводника и собаки.

Памятники собакам-спасателям из различных уголков мира

Источник: Engels Cortes A propósito de la muerte de perros de búsqueda y rescate durante las misiones de respuesta en emergencia