Типы привязанности и связь между человеком и собакой
Мы, собачники, любим своих собак так, как люди, не имеющие собак, просто не понимают. Мы сформировали особый вид связи, которую ученые называют отношениями привязанности.
Привязанность — это не просто симпатия. Мы буквально биологически связаны с нашими объектами привязанности. Наши сердечные ритмы и дыхание синхронизируются, и если отношения надежны, даже мысли об объекте привязанности увеличивают вариабельность сердечного ритма, что означает, что наша нервная система более устойчива и лучше реагирует на стресс (Bryant & Hutanamon, 2018). С надежной привязанностью жизнь менее страшна, менее болезненна и более интересна.
Привязанность подразумевает поиск близости, что является одним из объяснений того, почему моя собака Джоуи просто принесла свою игрушку, чтобы пожевать у меня в ногах.
Мы можем улучшить жизнь наших собак, обращая внимание на их опыт привязанности.
«Интимные привязанности к другим людям являются центром, вокруг которого вращается жизнь человека», — писал Джон Боулби, отец теории привязанности (1980, стр. 422). Его основополагающая работа по теории привязанности была написана в 1951 году и основывалась не на психологии, а на этологии. Боулби определил привязанность как систему регуляции безопасности через поведение, направленное на конкретных людей. «Предполагается, что привязанность связана не только с системой контроля поведения для избегания опасности вроде нападения хищников, но также тесно связана с системой обратной связи нейроэндокринной системы» (Nagasawa, Mogi, & Kikusui, 2009).
Спустя 70 лет и после множества исследований я думаю, что пришло время начать осознанно учитывать теорию привязанности в наших отношениях с собаками.
Почему? Потому что наши методы дрессировки и стиль жизни с собакой могут случайно активировать «систему привязанности» собаки (и нашу собственную) и привести к целому ряду нежелательного поведения.
Что?
Приведу пример. Допустим, ваш партнер летит из Нью-Йорка в Сиэтл со стыковочным рейсом где-то в центре страны. Когда вы едете на обед, вы слышите в новостях, что самолет из Чикаго в Сиэтл разбился при взлете, и вы внезапно паникуете, потому что думаете, что ваш партнер мог быть на этом рейсе. Вы хватаете свой телефон, чтобы посмотреть их маршрут, даже не тратя время на то, чтобы остановиться, потому что вы должны знать СЕЙЧАС. Ничто другое не имеет значения в этот момент, кроме воссоединения с любимым человеком.
Эта метафорическая молния, которая отбросила логику и личную безопасность в сторону, — это активация вашей системы привязанности. Будучи младенцами, когда нас отделяли от наших объектов привязанности, мы почти все подавали характерные сигналы бедствия, такие как плач, чтобы вернуть наших родителей и вернуться в безопасность.
Собаки тоже так делают. Помню, как однажды я гуляла по лесу и за милю услышал громкие крики 7-недельного щенка, который отбился от матери. У взрослых людей активированная система привязанности заставляет нас делать всевозможные удивительные и нелепые вещи, чтобы сохранить связь между нами и объектами привязанности. Мы также видим протестное поведение у собак, когда возникает разрыв или угроза их отношениям привязанности.
Привязанность — это отношения между двумя людьми, которые не просто важны, они фундаментальны. Привязанность — это сильная, устойчивая эмоциональная связь, которая вызывает горе, когда она разрывается, например, когда мы теряем своих собак или даже когда идем на работу без них. Отношения привязанности способствуют чувству защищенности и безопасности, выходящему за рамки простой близости (Thompson, 2021, p. 21).
Исследования показывают, что привязанность является биологическим императивом ; человеческие младенцы естественным образом формируют привязанность к своим воспитателям, и единственное исключение, обнаруженное на данный момент, — это отсутствие постоянного воспитателя, например, в группе сирот в Румынии (Зина, Смайк, Кога, Карлсон и основная группа проекта раннего вмешательства в Бухаресте, 2005).
Когда младенец «надежно» привязан к воспитателю, он чувствует себя в безопасности в этих отношениях. В отношениях младенец-воспитатель воспитатель является безопасным убежищем, надежной базой, и ребенок стремится к близости с ним. В частности, они уверены в отзывчивости и доступности воспитателя из-за «в прошлом воспитатель чутко реагировал на младенца» (Thompson, Simpson, Berlin, 2021). Когда мы вырастаем, мы продолжаем формировать отношения привязанности с друзьями, партнерами, детьми и даже животными (Kurdek, 2008; Nagasawa, Mogi, & Kikusui, 2009), и они также могут быть надежными или ненадежными.
Люди развивают различные типы привязанности как индивидуальную характеристику, также называемые стилями привязанности. Каждый из нас усвоил свой способ формирования отношений привязанности, и наш тип привязанности стабилен. Около 68-75% населения имеют тот же стиль привязанности, который сформировался у них в детстве (Fonagy, Bateman, Lorenzini, & Campbell, 2014), хотя со временем стиль привязанности человека может измениться под влиянием терапии, катастрофических событий, здорового опыта и т.д. Мой стиль изменился в лучшую сторону. Подробнее об этом позже.
Существуют различные данные исследований, но основная идея заключается в том, что около 40% людей имеют надежный стиль привязанности, который удовлетворяет потребности в безопасности, принадлежности и автономии, а у 60% развились различные виды ненадежной привязанности, в основном как реакция на окружение.
Люди с надежным типом привязанности не боятся любить и быть любимыми. Они могут доверять людям и делиться эмоциями, потому что они усвоили, что это безопасно и полезно. Они доверяют своим собственным суждениям. Если в отношениях происходит разрыв, им все равно больно, но затем они мужественно восстанавливают их. Циклы случайных разрывов и эмпатического восстановления на самом деле делают отношения крепче.
В отношениях с надежной привязанностью объект привязанности является надежной базой для исследования, безопасным убежищем в случае опасности, и существует стремление к близости (им нравится быть вместе). Во взрослых отношениях обе стороны являются фигурами привязанности друг к другу; они возвращаются друг к другу за защитой в случае опасности, они спокойно относятся к потребности другого в одиночестве и индивидуальном самовыражении, и им нравится проводить время вместе.
Надежные отношения помогают нам быть лучше. Именно на это я хочу обратить внимание и в отношении собак. Способствуют ли наши взаимодействия и методы обучения надежной привязанности или разрушают ее? Подробнее об этом позже.
Варианты ненадежной привязанности (у людей) — тревожная, избегающая и неорганизованная (тревожно-избегающая). Ключевая особенность заключается в том, что ненадежная система привязанности активируется легче, а стратегии, которые используются для ее успокоения, как правило, более разрушительны, чем в отношениях надежной привязанности. Например, тревожная привязанность характеризуется потребностью в дополнительных заверениях в том, что объект привязанности находится поблизости и доступен («не оставляй меня!»). Избегающая привязанность активируется, когда объект привязанности не дает возможности уединиться и исследовать себя («не души меня!»). Неорганизованная похожа на смесь этих двух типов.
С точки зрения бихевиоризма их можно рассматривать как классы реагирования, общие способы поведения в потенциально опасной ситуации, основанные на истории обучения. Дрессировка собак также основывается на теории обучения, но хорошая новость заключается в том, что обе теории основаны на фактах, а теория обучения хорошо сочетается с теорией привязанности. Bosmans и др. (2022) недавно предложили новую теорию обучения привязанности, чтобы объединить эти две теории. Они рассмотрели успешные вмешательства в чувствительное воспитание, основанные на теории привязанности, с точки зрения теории обучения. Сочетание этих подходов позволяет вносить изменения в вмешательства, чтобы сделать их более эффективными, и проливает свет на приобретение сигналов страха и безопасности.
Объединяя эти подходы с тем, что я предлагаю сделать с нашими вмешательствами в поведение собак, с другой стороны сохраняя наше отточенное знание теории обучения, но также основывая нашу работу на теории привязанности, чтобы мы не просто учили собак, как вести себя, мы помогали им процветать в обществе.
Человек с надежной привязанностью может точно считывать поведение, которое указывает на потребность в поддержке или большем пространстве, не принимая это на свой счет. Это гигантская часть работы, которую мы проделываем с собаками.
Хотя у собак нет слов, чтобы создать истории о привязанности, они демонстрируют поведенческие и эндокринные реакции (например, выброс окситоцина при взгляде на владельцев), которые похожи на различные стили привязанности. (например, Nagasawa, Kikusui, Ohta, 2009). Мне пришло в голову, что почти все собаки — сироты. То, что их рано забирают из собачьей и человеческой семьи должно было повлиять на их стили привязанности. Мне бы очень хотелось увидеть исследования стилей привязанности собак, которые воспитывались в полных, собачьих семьях в домах людей в течение нескольких поколений или как деревенские собаки (не в лаборатории!). Насколько распространена надежная привязанность у собак и как она выглядит на самом деле?
Я вижу, что большинство методов дрессировки собак не учитывают привязанность, хотя за последнее десятилетие или около того произошел сдвиг. Можете ли вы понять, как одни методы дрессировки и модификации поведения помогают собакам иметь надежные отношения привязанности с воспитателями, а другие могут сделать их более неуверенными в себе? Полезно узнать свой собственный стиль привязанности, чтобы понимать, как он влияет на ваше отношение к собаке и другим значимым существам в вашей жизни.
У людей опыт безопасных отношений привязанности и обучение тому, как реагировать на поведение системы привязанности, можно со временем изменить стиль привязанности. Как писал Боулби, «корректирующий опыт привязанности может компенсировать ранние невзгоды» (Bowlby, 1988). Например, усыновление родителями с ориентацией надежной привязанности ребенка до года, по-видимому, предотвращает значительный ущерб системе привязанности, а эмоционально-фокусированная терапия (ЕФТ) может изменить стили привязанности взрослых, когда у клиента есть отношения надежной привязанности со своим терапевтом (Badihi & Mousavi, 2016; Johnson & Best, 2003; Johnson & Whiffen, 1999).
Я предлагаю, чтобы мы (как люди и как отрасль) сосредоточились на приемах, повышающих безопасность привязанности у собак. В терминах бихевиоризма это изменение предшествующего опыта привязанности в отношениях, чтобы у собак появился базовый опыт безопасности, который может значительно облегчить собакам жизнь в человеческих семьях. Большая часть поведения, которое люди так упорно пытаются изменить или подавить, на самом деле, как мне кажется, является протестным поведением, вызванным активированной системой привязанности.
Я думаю, что пришло время официально внедрить теорию привязанности в отрасль. Я считаю, что исследование теории привязанности связывает воедино современный сдвиг в сторону психического здоровья собак.
Существует множество исследований, показывающих, что люди формируют отношения привязанности с собаками, и мы уже несколько десятилетий знаем, что собаки действительно формируют привязанности с людьми. В последнее время появилось небольшое количество исследований, показывающих, что у собак также есть стили привязанности. Например, Sipple et. al обнаружили в основном стили привязанности между собаками и людьми схожи с таковыми у младенца и воспитателя или братьев и сестер друг к другу, хотя имелись некоторые различия (Sipple, Thielke, L., Smith, Vitale, & Udell, 2021), а D’Aniello et. al обнаружил черты привязанности, которые ранее не встречались в отношениях младенца и воспитателя (D’Aniello, Scandurra, Pinelli, Marinelli, & Mongillo, 2022).
Сиппл и др. пришли к выводу: «Привязанность собаки к человеку может играть отдельную и важную роль в успехе и жизнестойкости взрослых собак, живущих, по крайней мере, в некоторых антропогенных средах. Привязанности, сформированные к другим взрослым собакам, хотя и важны, но, вероятно, выполняют иную функцию».
Моя главная цель в области поведения собак заключается в том, чтобы мы намеренно сосредоточились на методах, которые создают то, что Джон Боулби (1958) назвал «эффектом безопасной базы», , и использовали его в качестве критерия для оценки того, является ли тот или иной метод или взаимодействие наиболее гуманным вариантом.
«Качество привязанности обычно оценивается по наличию или отсутствию эффекта безопасной базы (SBE), впервые описанного этологом Джоном Боулби (Bowlby, 1958). SBE наблюдается, когда особь демонстрирует баланс контакта и исследования в присутствии своего объекта привязанности. Другими словами, в дополнение к поиску близости с опекуном, особи, демонстрирующие SBE, также более склонны исследовать новые среды и незнакомые ситуации, периодически «проверяя» объект привязанности (Bowlby, 1958). В этом контексте объект привязанности служит источником безопасности и снижения стресса, что способствует личностному росту и познанию окружающей среды» (Sipple, et al., 2021).
5 столпов надежной привязанности (адаптировано из книги «5 главных условий формирования безопасной привязанности» Брауна и Эллиотта, 2016 г.)
- ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ (постоянство, надежность и защита – если бы у вашей собаки были слова, она бы сказала: «Я в безопасности. Мой человек помогает мне оставаться в безопасности»).
- НАСТРОЙКА (быть замеченным и понятым – наблюдать за своей собакой, чтобы обнаружить небольшие сигналы, указывающие на ее внутреннее состояние. «Мой человек обращает внимание на мои потребности, и я могу выразить себя»).
- ЧУВСТВО КОМФОРТА или УТЕШЕНИЯ (человек успокаивает, когда собака расстроена. «Я знаю, что такое комфорт», и в конечном итоге «я могу найти комфорт сам»).
- ЧУВСТВО ЦЕНОСТИ (выраженная радость: «Я принадлежу себе, мои люди рады, что я здесь, и им нравится моя компания»).
- ПОДДЕРЖКА В ИССЛЕДОВАНИИ (Постоянная, надежная, безусловная поддержка и поощрение исследования. «Я могу следовать своим интересам (до определенной степени) и делать то, что мне нравится, пока [это не противоречит потребностям моего человека]»).
Если вы относитесь к 40% людей с надежным стилем привязанности, то вам будет относительно легко обеспечить свою собаку всем необходимым.
Взрослым с надежным типом привязанностью комфортно как дарить, так и получать любовь перечисленными выше способами; в партнерских отношениях с надежной привязанностью оба человека заботятся друг о друге.
Примечание: Собаки не являются полноправными партнерами, потому что они не осознают всех рисков безопасности и социальных ошибок, которые осознаем мы. Мы не можем рассчитывать на то, что они удовлетворят нашу потребность в внимании и заботе так, как это может сделать, например, партнер-человек, потому что у них другая культура и чувство безопасности. Но они также не дети; взрослые собаки — это компетентные взрослые существа, настроенные иначе, чем дети, и они по-своему следят за нашей безопасностью. Модель привязанности «ребенок-воспитатель» не совсем подходит, как и модель «брат-сестра». Это очевидно, но важно сказать: собаки — это взрослые представители другого вида, и мы формируем с ними уникальный тип привязанности.
Для 40% людей, которые развили надежный стиль привязанности, человеческая версия 5 столпов присутствует в их взрослых человеческих отношениях привязанности. Взрослые с надежной привязанностью чувствуют себя комфортно как давая, так и получая любовь способами, перечисленными выше; в партнерских отношениях с надежной привязанностью оба человека заботятся друг о друге. Концепции безопасности, настройки, ощущаемого комфорта, того, что их ценят и поддерживают, позволяющие быть самим собой, также могут быть относительно простыми для них при взаимодействии с собаками, если только их не научили поступать иначе в рамках курса дрессировки собак.
Для 60% людей, у которых развился ненадежный стиль привязанности, давать или получать любовь может быть сложнее с людьми, но все равно это может быть более возможно с собаками, и это, кажется, отличное место, чтобы начать практиковать навыки взаимодействия, которые естественны для надежного стиля привязанности. Стили привязанности могут меняться в течение жизни. Как и большинство вещей, это сочетание природы и воспитания (Erkoreka et al., 2021). Пять столпов, описанных выше, возможны и здоровы, и мы можем помочь собакам испытать их.
Наблюдая, насколько важна для собак надежная привязанность, наблюдая за последствиями своих действий и сознательно выбирая способы взаимодействия, которые способствуют надежной привязанности, мы не только приносим пользу собакам. Я считаю, что если мы применим подход надежной привязанности к воспитанию собак, люди смогут помочь своим собакам и одновременно отточить их навыки для других типов отношений.
Давайте посмотрим, что конкретно это будет означать.
Можете ли вы помочь своей собаке чувствовать себя в безопасности, предоставляя ей опыт, в котором она находится в безопасности, и защищая ее, когда она в этом нуждается? Можете ли вы помочь ей чувствовать себя заметной и ценной?
Настройтесь на поведение вашей собаки, чтобы увидеть, что ей может понадобиться, и помогите ей научиться удовлетворять свои потребности таким образом, чтобы это не противоречило вашим потребностям. Научитесь замечать и реагировать на небольшие попытки контакта со стороны вашей собаки или признаки дискомфорта. Большинство «проблем с поведением» на самом деле являются просто несоответствием того, что собака пытается удовлетворить свои потребности таким образом, который не подходит ее семье.
Узнайте побольше о языке тела собак, чтобы вы могли распознать их страх и оставаться спокойными, присутствующими и утешающими, или распознавать их боль и помогать им чувствовать себя более комфортно. Радуйтесь присутствию и хорошему поведению вашей собаки, используя положительное подкрепление и радостный язык тела. Если они подпрыгивают, чтобы привлечь внимание, например, найдите способ заставить их сделать что-то другое, зе что вы можете ее вознаградить. И наконец, постоянно поддерживайте собаку в ее стремлении исследовать окружающий мир и дайте ей возможность обогатить свой опыт.
Следующие вопросы позволят оценить, соответствует ли методика дрессировки собак или модификации поведения теории привязанности, т.е. будет ли она способствовать или препятствовать формированию надежной привязанности у собак, находящихся на нашем попечении.
БЕЗОПАСНОЕ взаимодействие с собаками (SAFE):
- Собака постоянно чувствует себя в безопасности или попадает в ситуации, в которых она выглядит напуганной, особенно когда владелец не защищает ее? Владелец всегда безопасен или иногда опасен? Некоторые поведенческие признаки чувства безопасности — любопытное исследование и готовность приблизиться.
- Есть ли у собаки возможность выражать свои потребности и интересы так, чтобы это было понятно владельцу? Дает ли владелец понять, что понимает потребности собаки (даже если не всегда возможно их удовлетворить) или потребности собаки игнорируется или наказывается?
- Постоянно ли владелец эффективно налаживает контакт с собакой и успокаивает ее, когда это необходимо, или собаку игнорируют, ругают или отвлекают, когда она не может справиться со стрессом?
- Получают ли человек и собака удовольствие друг от друга (совместные игры, положительное подкрепление, массаж и т. д.) или эмоции отсутствуют или отрицательны?
- Поощряет ли владелец любопытство, предоставляет ли безусловную поддержку и возможности исследовать окружающую среду или это поведение подавляется в пользу сосредоточения внимания на хозяине?
Вопросы, выделенные жирным шрифтом, должны быть ДА. Если методика, про которую вы только что отвечали в тесте, не набрала 100%, что вы могли бы изменить в ней, чтобы сделать ее БЕЗОПАСНОЙ?
Вопросы SAFE могут быть применены к любой методике или деятельности с нашими собаками. Задавая их, мы меняем то, что делаем, чтобы наши собаки смотрели на мир через более безопасную призму.
Я рекомендую людям не стесняться вмешаться и пообщаться с собакой, которая нуждается в успокоении, но в остальном просто будьте рядом и сохраняйте спокойствие своей нервной системы. Частично «Чувство комфорта» заключается в том, что собаки узнают, что такое комфорт, и учатся искать это внутреннее состояние. Если у владельца тревожный стиль привязанности, он может слишком сильно радоваться тому, что его собака является источником комфорта, вместо того чтобы дать ей возможность собрать достаточно информации, чтобы понять, что она действительно в безопасности. Дайте собакам шанс понять, что они в безопасности, вместо того, чтобы чрезмерно защищать и ограничивать опыт собаки. Читайте язык тела и узнайте, что на самом деле помогает собаке чувствовать себя лучше.
Если ваша собака в стрессе, помните, что вы здесь для того, чтобы успокоить собаку, а не себя. Например, собаке может быть достаточно зрительного контакта или того, что вы стоите на коленях и спокойно дышите, — мягкого напоминания о том, что вы рядом, а не того, что вы забираете ее или полностью отзываете из ситуации. Верьте в способность вашей собаки извлекать уроки из ситуации, если она знает, что вы рядом, чтобы обеспечить ее безопасность.
В качестве альтернативы вашей собаке может потребоваться более интенсивная помощь, например, блокировка телом приближающейся собаки, спокойный разговор и радостное взаимодействие с гостем-человеком в вашем доме, чтобы продемонстрировать безопасное знакомство, или чтобы вы попросили родителей отозвать своего ребенка.
Лучше просто чувствовать себя в безопасности, чем нуждаться в защите. Не бросайте собаку разбираться с проблемами в одиночку. Вместо этого вы можете последовательно, тонко убедить собаку, что она в безопасности, а затем уйти с дороги, чтобы поощрить любопытство. Используйте наименьшее вмешательство, которое сработает, чтобы укрепить свободу действий собаки и при этом защитить ее.
Может показаться, что это слишком много, и вы скучаете по старым добрым временам, когда собак просто наказывали за проступки или поощряли за то, что нам нравилось (не волнуйтесь, поощрять все еще нужно, и наши потребности все еще важны). Но мы решили завести собаку, а значит, мы должны заботиться о них — не только об их физическом, но и об эмоциональном здоровье.
Принимая во внимание теорию привязанности, когда мы выбираем способы решения проблемы поведения, мы делаем квантовый сдвиг в качестве жизни наших собак. Когда мы это делаем, выигрывают все.
Гриша Стюарт
Оригинал: The New S.A.F.E. Framework for Dog Training & Care