Волшебство ожиданий
Американские психологи Роберт Розенталь и Кемит Фод в середине XX века провели эксперимент, в котором предложили студентам-психологам вести наблюдения за крысами. Студенты были разделены на 2 группы. Одной из них сказали, что исследуемые крысы являются очень умными, а другой, наоборот, невероятно глупыми. На самом же деле все крысы были выбраны случайным образом, они принадлежали к одной колонии, выращивались в одинаковых условиях и не имели принципиальных различий между собой. По итогам исследования оказалось, что студенты, работавшие с «умными» крысами, чаще брали их на руки, проявляли больше мягкости при взаимодействии с животными, вследствие чего эти крысы действительно демонстрировали лучшие результаты. С «глупыми» крысами студенты обращались более небрежно, что вызывало стресс и также сказывалось на результатах.
А в 1963 году Розенталь решил иначе продемонстрировать феномен ожиданий — как ожидания могут повлиять на результаты и успеваемость учащихся. Сначала группе детей дали пройти IQ-тест. Затем учителям сказали, что некоторые ученики прошли тест с высоким баллом, а другие — слабее. На самом деле эти группы были определены случайно. В конце учебного года также провели тестирование IQ. Среди учеников из первой группы результаты были выше, чем у тех, о ком сказали, что он слабый ученик. Таким образом Розенталь пришел к выводу, что ожидания учителей оказали значительное влияние на успеваемость учащихся.
Как же это относится к собакам? — спросите вы. Я помню женщину на одном из моих групповых занятий, которая явно не хотела участвовать в учебном процессе. Я пыталась уговорить ее, но встретила только нежелание. Когда мне наконец удалось разговорить ее, она сказала, что ее собака «просто глупая». Она пошла на занятия, чтобы угодить мужу, который сказал, что собака вышла из-под контроля; но сама она искренне полагала, что ее собака просто не способна учиться. После этого разговора, я предприняла совместные усилия, чтобы продемонстрировать ее возможности и дать ей шанс, с чем собака прекрасно справилась. В конце концов женщина перестала считать свою собаку глупой, узнав, что на самом деле она может и хочет учиться. Их отношения постепенно изменились, и они обе с удовольствием продолжили обучение.
Я слышала, что многие люди описывают целые породы как не очень умные или упрямые. Я не видела исследований по этой теме, но предполагаю, что если бы был проведен аналогичный эксперимент как с крысами, результаты показали бы, что человеческие ожидания имеют много общего с тем, насколько хорошо эти собаки учатся и как они ведут себя. Я видела многих владельцев, которые считали, что их собаки не очень умны, когда на самом деле все было в плохом контакте собаки и человека. Либо человек не хотел сам работать на тренировке, потому что ну какой смысл заниматься с тупой собакой? Или они просто не понимали как донести до собаки то, что они от нее требовали, чтобы она поняла.
У меня было две собаки помеси маламута, одна из которых моя нынешняя собака Бодхи. Маламуты — одна из тех пород, о которых люди часто говорят, что они «упрямые». Что именно означает упрямый? Словарь говорит, что это «крайне неуступчивый, стремящийся добиться своего, хотя бы вопреки необходимости, здравому смыслу». Хм, тогда я тоже упрямая. Неужели это так плохо? Маламуты и их помеси, которых я знаю, были очень умными собаками. Вам просто нужно понять, как их мотивировать. Когда люди ожидают, что они будут упрямыми, угадайте, что? Они будут! Когда люди ожидают, что собаки умны и любят учиться, и уделяют им время, чтобы научиться работать вместе, обучение неожиданно становится намного успешным! Бодхи был оставлен в приюте кем-то, кто, я уверена, посчитал его глупым и несносным. И его поведение было ужасным. Но с некоторой верой и большим количеством времени и усилий он теперь замечательная, умная собака с хорошими манерами!
Наши ожидания постоянно влияют на наших собак. Некоторые люди считают, что их собаки способны изучать трюки и послушку, в то время как другие никогда не пытаются это сделать, потому что они думают, что их собаки не могут это сделать. Некоторые собаки были очень реактивными с другими собаками, а теперь спокойно проходят мимо них, потому что их владельцы чувствовали, что можно достичь изменений в поведении. Другие всегда сходят с ума при виде соплеменников, потому что человек на другом конце поводка не верит, что собака может измениться. Есть факторы, которые, как мы знаем, влияют на успех обучения и модификации поведения: терпение, последовательность и поэтапный подход. В этот список следует добавить ожидания, поскольку их значение нельзя переоценить. А как ваши ожидания повлияли на ваших собак?
Nicole Wild The Magic of Expectations