Возможности социального обучения при взаимодействии людей и собак

19-21 июня третий год подряд в США проходила научная конференция, посвященная поведению и дрессировке собак – SPARCS 2015. Приятной особенностью этой конференции является бесплатная онлайн-трансляция, которая объединяет слушателей со всего мира. Единственный ее недостаток – это разница во времени, в Москве она начиналась в 18 часов вечера и заканчивалась около 4 часов утра. Однако когда это было преградой к получению знаний))

16 ученых выступили с докладами о результатах своих исследований по различным направлениям. Большинство докладчиков совершенно неизвестны в России: Керин Лорд, Стив Завистовски, Марта Гакси, Бонн Бирда, Майкл Хеннеси и другие.

Темой первого дня было «Обучение и память». Наиболее интересный доклад был посвящен социальному обучению у собак.

«Возможности социального обучения при взаимодействии людей и собак» – Марта Гакси

Марта ГаксиМарта Гакси получила докторскую степень по этологии в Eötvös Loránd University в Будапеште, изучает отношения и общение между людьми и собаками. В настоящее время она старший научный сотрудник научно-исследовательской группы по изучению сравнительной этологии в Венгерской академии наук под началом Адама Миклоси (Family Dog Project).

Большинство людей рассматривает своих собак в качестве социальных партнеров. Данные исследований показывают, что и собаки видят себя в этой роли. При этом развивается привязанность, схожая с той, которая возникает между родителями и детьми. Эксперименты показали, что собаки могут установить привязанность на основе трех коротких сессий общения и способны успешно создавать новые социальные связи (например, щенков для обучения собак-поводырей выращивают сначала волонтеры, а после обучения их передают новым владельцам). Даже щенки спонтанно обращают внимание на сигналы людей.

Такие отношения оказывают значительное влияние на предпочтения собаки. Например, в одном исследовании выяснилось, что собака может выбрать тарелку с меньшим количеством лакомства, ориентируясь на мнение человека. Однако у этого влияния есть и негативная сторона — социальные сигналы людей могут снизить успешность работы собаки, когда происходит конфликт сигналов и визуальных доказательств.

С другой стороны этот феномен можно выгодно использовать, например, для дрессировки. Социальное обучение является эффективным способом решения задач. В тесте с загородкой (игрушка на виду, но за V-образной загородкой, которую нужно обойти, чтобы получить игрушку) собаки, которым продемонстрировали, как люди и собаки добывают эту игрушку, добились успеха гораздо быстрее, чем собаки, которые «разбирались» самостоятельно (подробнее по ссылке:
http://psycnet.apa.org/journals/com/118/4/375/)

Методика «Делай как я». Имитация действий человека была описана в опыте «делай как я». Собаки, похоже, обладают способностью к обучению при помощи подражания. Исследования К. Фугаззы и А. Миклоси в 2014 г продемонстрировали, что «делай как я» является эффективным методом обучения собак сложным действиям.

Обучение в соперничестве. Методика впервые применена Айрин Пепперберг для обучения попугая Алекса. Эта методика предполагает участие в процессе обучения одновременно двух человек. Один (основной тренер) обращается с заданием одновременно и к человеку (второму тренеру), и к попугаю. Второй тренер является для попугая, с одной стороны, объектом для подражания, а с другой – как бы его соперником. Частично метод обучения в соперничестве базируется на исследованиях, выполненных Альбертом Бандура в Стенфордском университете. В начале 1970-х гг. этот ученый продемонстрировал, что дети лучше учатся решать трудные задачи, когда им сначала позволяют наблюдать за процессом решения, а затем уже самим на практике применять полученный опыт. Собаки также продемонстрировали хорошие результаты обучения по этой методике.

Ученые также провели сравнение эффективности социального и оперантного обучения. Сравнивались пары щенков 3-4 мес на двух задачах. Одна группа обучалась делать простые задачи с помощью оперантного обучения (кликер и лакомство), другая группа использовала социальное обучение. Было установлено, что социальное обучение более эффективное. При этом социальное и оперантное обучение могут происходить совместно. Это использовалось, например, для приучения собак спокойно лежать в МРТ-сканере в течение 8 минут для исследований функций мозга.

Выводы. Социальное обучение происходит спонтанно. Социальное обучение вместе с оперантным обучением являются эффективной моделью обучения.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •