Животные улучшают социальные навыки детей с аутизмом

Собаки, кошки и другие домашние животные играют важную роль в социальной жизни людей и могут действовать как катализаторы для социального взаимодействия. Исследователи из Университета Миссури недавно обнаружили, что дети с аутизмом имеют более хорошие социальные навыки, если живут вместе с любым домашним животным.

кошка и ребенок с аутизмом

«Когда я сравнивала социальные навыки детей с аутизмом, которые жили с собаками, и тех, у кого не было питомца, то первые имели лучшие социальные навыки,» — сказала Гретхен Карлисл, научный сотрудник Research Center for Human-Animal Interaction (ReCHAI) в MU College of Veterinary Medicine. «Что еще более важно, данные показали, что дети, живущие с любым домашним животным, более вероятно будут взаимодействовать с людьми и отвечать на вопросы. Эти виды социальных навыков, как правило, являются трудными для детей с аутизмом, но исследование показало, что дети, живущие с животными, ведут себя более уверенно».

Домашние животные часто служат своеобразной «социальной смазкой», сказала Карлисл. Когда животные находятся в общественных местах или классе, дети больше общаются и играют друг с другом. Этот эффект, похоже, распространяется и на детей с аутизмом и может объяснить более высокую уверенность в себе, когда дети живут с домашними животными, сказала Карлисл.

«Когда дети с ограниченными возможностями берут своих собак-ассистентов в общественные места, другие дети останавливаются и общаются с ними» — сказала Карлисл. «Дети с аутизмом не всегда легко взаимодействуют с другими, но если у них есть домашнее животное, к которому ребенок привязан, и посетитель начинает спрашивать про питомца, то вероятность, что ребенок ответит гораздо больше».

Карлисл также обнаружила, что социальные навыки детей увеличивались, если в семье была собака. Опрос детей показал, что они больше привязаны к собакам небольшого размера. «Этот факт, что дети предпочитают небольших собак, а также сообщения родителей о привязанности детей к другим некрупным домашним животным, таким как кролики или кошки, служит доказательством того, что другие виды животных также могут использоваться для детей с аутизмом,» — сказала Карлисл.

Карлисл опросила 70 семей, в которых были дети-аутисты в возрасте от 8 до 18 лет и они наблюдались в MU Thompson Center for Autism and Neurodevelopmental Disorders. Почти у 70% семей были собаки и около половины имели кошек. Также были другие животные: грызуны, кролики, рептилии, птицы и даже один паук.

«Собаки — хороший выбор для некоторых детей с аутизмом, но не может быть лучшим вариантом для каждого ребенка» — сказала Карлисл. «Дети с аутизмом очень индивидуальны и неповторимы, поэтому для некоторых подойдут другие питомцы. Хотя многие родители предполагают, что собаки лучше всего подходят для этой роли, данные исследования показывают, что социальные навыки детей с аутизмом улучшаются, если они живут с любыми домашними животными».

Темпл Грандин сообщила, что по ее опыту, около трети людей с аутизмом, обычно хорошо относятся к животным, около трети — боятся или наоборот ведут себя агрессивно, а остальные — по-разному реагируют на разные виды животных.

морская свинка и ребенок

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Developmental Psychobiology, предполагает, что на роль такого животного отлично подойдут морские свинки. Это исследование было частью серии исследований Маргарет О’Хеир и ее коллег из Университета Пердью по воздействию присутствия морских свинок в классах. Ранее они обнаружили, что школьники с расстройствами аутического спектра демонстрируют улучшение социальных навыков при взаимодействии с морскими свинками в течение нескольких месяцев. А в другом исследовании они обнаружили, что эти дети чаще говорят, улыбаются и смеются, а ноют, плачут и хмурятся меньше в присутствии морских свинок. Новое исследование пошло дальше, изучая биологические процессы, лежащие в основе воздействия общения животных и детей с расстройством аутического спектра. В частности, исследователи хотели увидеть, помогают ли игры с морскими свинками снизить социальную нагрузки у детей с аутизмом.

Ученые провели эксперимент, в котором несколько групп из двух обычных детей и одного ребенка с аутизмом в течение 30 минут взаимодействовали, при этом 5 минут они читали в тишине, 5 минут читали вслух, 10 минут играли с игрушкой и 10 минут играли с морской свинкой. Для оценки физиологических показателей и уровня возбуждения использовались браслеты, измеряющие электрическое сопротивление — способность кожи проводить низкие уровни электричества. Проводимость кожи увеличивается, когда вы эмоционально возбуждены, взволнованны или физически активны, и снижается, если вы расслаблены, пассивны или скучаете.

Исследователи предположили, что дети с аутизмом покажут более высокие уровни возбуждения (беспокойства) при чтении и играх с игрушкой, и более низкие в игре с морской свинкой. Они также предположили, что дети с аутизмом могут показать более низкие уровни возбуждения при игре с животным, чем контрольная группа детей.

график морские свинки

В обоих случаях предположения подтвердились. Морские свинки, похоже, имеют удивительно успокаивающее действие на детей с аутизмом. В противоположность этому дети из контрольной группы были более расслаблены, чем дети с аутизмом в первых трех случаях, но когда они играли с морскими свинками, их уровень возбуждения возрос. Исследования предположили, что это произошло из-за того, что им было скучно читать и играть с игрушками, и морские свинки были более интересны для них.

Важность дальнейшего изучения

Эти исследования показывают, что взаимодействие с животными может служить своеобразным буфером социального стресса у детей с расстройствами аутического спектра. Во-вторых, полученные результаты свидетельствуют о том, что взаимодействие с животными может иметь разные биологические эффекты на детей с аутизмом и обычных детей.

Ссылки:

  1. The Social Skills and Attachment to Dogs of Children with Autism Spectrum Disorder — Carlisle GK, Journal of Autism and Developmental Disorders, 2015 May;45(5):1137-45
  2. Animals may act as social buffers: Skin conductance arousal in children with autism spectrum disorder in a social context — Marguerite E. O’Haire, Samantha J. McKenzie, Alan M. Beck and Virginia Slaughter, Developmental Psychobiology, Volume 57, Issue 5, pages 584–595, July 2015

Источники: