О чем говорит игровой поклон?

Все видели характерный игровой поклон, когда собака припадает к земле, при этом передние лапы выставлены вперед, а зад, уши и хвост приподняты. Благодаря научным исследованиям мы уже достаточно много знаем об этом поведении. Такой поклон может означать приглашение к игре, просьбу о прощении, паузу, чтобы разобраться в неоднозначной ситуации и многое другое.

Люди знали об игровом поклоне давно, его описание встречается в трудах Чарльза Дарвина. Тем не менее существовало мало научных публикаций об этом и даже об играх собак вплоть до 1970-х, когда Марк Бекофф начал свои исследования.

игровой поклон собак

В 1972 г Бекофф впервые предположил, что припадание на передние лапы является приглашением к игре, и затем создал список элементов игрового поведения собак, так называемую этограмму. В 1974 г Бекофф опубликовал исследование, в котором описал развитие игрового поведения. Ученые наблюдали поведение молодых койотов, волков и биглей. Пары животных могли взаимодействовать ежедневно по 15 минут. По результатам наблюдений был составлен список из 35 элементов игрового поведения. Некоторые из них были классифицированы как сигналы начала игры, и особо выделялся игровой поклон. Он казался самым признанным в качестве приглашения к игре — его успех был выше, чем у других элементов поведения, и он чаще использовался. В исследовании также обнаружилось, что игровой поклон редко используется вне контекста игры (Bekoff, 1974).

Исследование Бекоффа 1977 г можно считать начальной точкой в изучении игрового поклона. В нем ученые изучали формы игрового поклона, его биомеханику и продолжительность. Популяция исследования была схожей, но включала больше домашних собак и щенков. Взаимодействия собак были отсняты на кинопленку, а затем пересматривались. Показатель количества кадров в секунду был использован для расчета продолжительности игрового поклона. Бекофф и его команда обнаружили, что существовала некоторая вариабильность в продолжительности поклонов, но в целом имелись общие закономерности. Поклон в начале игровой последовательности длился около трети секунды. Поклоны во время игры были на несколько сотых секунды короче. Для измерения формы поклонов была использована сетка, наложенная на отдельные кадры видео, чтобы определить расстояние от земли до холки в момент поклона и в состоянии стоя. Они обнаружили, что форма и продолжительность поклонов были согласованными.

Удивительно, что это наблюдалось даже у очень маленьких щенков. Форма первых поклонов у щенков, выращенных искусственно, которые до этого не играли с другими собаками и даже не видели их, была практически такой же, как у щенков, выращенных с другими собаками.

Это очень интересные данные. Они продемонстрировали, что игровые поклоны — это врожденная форма поведения, что означает постоянство их формы и продолжительности у различных особей и даже видов псовых. Это подтверждает предположение, что поклон — это не только то, что собака делает, но что собака имеет, «сродни органу, которым может управлять эволюция» (Бекофф, 2014).

Игра важна для социальных животных, таких как собаки, но все же она включает в себя рискованные взаимодействия, которые похожи на агрессию. Таким образом, для выживания жизненно необходимо дать четкий сигнал, который сообщает другим: «То, что я делаю — это игра.» Можно предположить, что способность демонстрировать игровые сигналы жизненно важна, и, следовательно, эти навыки развивались, чтобы быть частью животного. Тем не менее, Марк Бекофф считает, что «хотя поклон является врожденным действием, но собаки должны научиться использовать его» (2014). Тому, когда, где и как использовать поклон собаки учатся через социальное обучение и, возможно, даже поощрение. Исследования показали, что собаки чаще демонстрировали те игровые сигналы, которые были наиболее успешными.

Чтобы улучшить понимание значения игровых поклонов и их роли в передаче сигналов, обозначающих действие как игру, были изучены кинопленки более ранних исследований (Bekoff, 1995). Бекофф и его коллеги интересовались, используются ли игровые поклоны случайно, или собаки демонстрируют их чаще до или после определенных действий, которые могут быть трактованы как агрессивные. В частности, они интересовались, выполняются ли игровые поклоны в сочетании с укусами, сопровождающимися мотанием головой из стороны в сторону. Они выбрали это поведение, потому что укус с мотанием головой — это элемент поведения, который может быть интерпретирован как агрессия.

Наблюдения показали, что игровой поклон чаще используется после укусов с мотанием головой, чем после других видов поведения. Эти результаты подтверждают теорию о том, что сигналы, такие как поклон, могут поддерживать игру в ситуациях, в которых существует вероятность, что игра (или игровая схватка) может перейти в реальную агрессию. Исследователи также предположили, что поклоны служат своего рода знаками препинания, отделяющими игровые последовательности, и делают игровые сигналы более понятными и легко интерпретируемыми.

Дальнейшие исследования

Какие исследования, связанные с игровым поклоном, можно ожидать в будущем? Теперь, когда у нас есть хорошее представление об игровом поклоне, мы можем ожидать, что он будет использоваться в качестве трамплина для понимания других моделей поведения собак. Например, Александра Горовиц (2009) обнаружила, что собаки, которые приглашают играть, понимают привлекли ли они внимание других собак или нет, что является показателем их способности поставить себя на место другой собаки.

Мы можем также ожидать расширение границ исследований, связанных с играми и игровым поклоном у собак. Означает ли демонстрация поклона, что собака хочет испытать или уже переживает эмоции, подобные тем, что люди ощущают в игре, такие как веселье, юмор или удовольствие? Когда мы наблюдаем игры собак, нам кажется, что им весело. Но можем ли мы сказать, что они ощущают игру так же, как люди?

Когда игра рассматривается через призму этологии, появляется необходимость интерпретации: исследователь отмечает элементы поведения, которые подходят под определение игры. Из этого можно сделать вывод, что собака находится в эмоциональном состоянии радости. Когда-нибудь мы, возможно, внесем больше ясности в вопрос о том, является опыт игры собаки схожим с человеческим с точки зрения эмоций.

Ученые, такие, как Яак Панксепп, исследуют нервные механизмы эмоций (2010). Он изучает, какие химические, электрические и др. процессы происходят в различных частях головного мозга во время разных эмоциональных состояний. Новые технологии, такие, как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) — метод исследования, с помощью которого измеряют мозговую деятельность, обнаруживая связанные с ней изменения в кровотоке — позволяют нам видеть реакции мозга на определенные стимулы, которые имеют эмоциональную ценность. Физиологический мониторинг — измерение частоты сердечных сокращений, дыхания и уровня гормона стресса — может дать ключи, чтобы помочь лучше понять эмоции в игре и игровых поклонах.

Новые технологии также могут помочь собрать информацию об играх и том, как собаки используют сигналы, в том числе игровой поклон. Подобной технологией является камера GoPro. Она позволяет исследователям смотреть на мир с точки зрения собаки. Доктор Бекофф пришел в восторг от возможностей этой камеры: «Она помогает нам видеть так, как видят собаки. Я недавно смотрел несколько видео и обнаружил новые вещи, которые я не замечал прежде, «- сказал он.

Будущие исследования также могут поднять вопросы о справедливости и общественной морали. Игровое поведение собак, в том числе игровой поклон, полезны для предотвращения возникновения агрессии. Как понимание подобного поведения может помочь нам, людям, пережить наши собственные социальные напряженности? Бекофф видит эти возможности, потому что игра является уникальной. В игре, говорит он, неравенство между игроками переносится легче, чем в других социальных ситуациях. Игра «создает симметрию между людьми, что является предпосылкой для развития нравственности у человека» (2014).

На самом деле, мы можем многому научиться у собак.

Ссылки:

  • Bekoff, Marc (1974) “Social Play and Play-Soliciting by Infant Canids” Amer. Zool. 14 (1): 323-340.
  • Bekoff, Marc (1977) Social Communication in Canids: Evidence for the Evolution of a Stereo-typed Mammalian Display” Science 9 September 1977: Vol. 197 no. 4308 pp. 1097-1099 DOI: 10.1126/science.197.4308.1097
  • Bekoff, Marc (1995) “Play Signals as Punctuation: The Structure of Social Play in Canids.” Behaviour 132 419-429.
  • Bekoff, Marc (2014) “The Significance of Ethological Studies: Playing and Peeing”: Essay in Domestic Dog Cognition and Behavior: The Scientific Study of Canis familiaris, p. 61, Horowitz, Alexandra (Ed.), 2014, XIV, 274 p. 26 illus., 5 illus. in color. ISBN 978-3-642-53994-7.
  • Darwin, Charles (1872) The Expression of the Emotions in Man and Animals, John Murray Publishing, London.
  • Horowitz, A. (2009) “Attention to attention in domestic dog (Canis familiars) dyadic play.” Animal Cognition, 12-107-118.
  • Jun, Passion (2010) “Dr. Jaak Panksepp – The Importance of Play” Brain World

Laurene von Klan
The APDT Chronicle of the Dog, весна 2015

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •