Как мифология может помочь разгадать загадку происхождения собак
Генеалогическое древо мифов поддерживает теорию о том, что собаки были впервые одомашнены в Азии.
В рассказе Курта Воннегута «Лохматый пёс Тома Эдисона» Томас Эдисон обнаруживает, что собаки — интеллектуально превосходящие существа. На самом деле они настолько умны, что нашли самый простой способ выжить: расположить к себе людей. Когда Эдисон спорит со своей собакой об этом откровении, собака говорит: «Послушайте, мистер Эдисон. Почему бы не промолчать об этом? Это работало ко всеобщему удовлетворению сотни тысяч лет. Не трогай проблему, пока проблема не трогает тебя.»
Действительно, тесная связь человечества с собаками насчитывает тысячелетия. Эта давняя межвидовая дружба является предметом интенсивных научных исследований, хотя где, когда и даже почему она началась, остается неясным. В поисках подсказок ученым пришлось полагаться на археологические и генетические данные. Но сходство между волками и ранними одомашненными собаками может затруднить для исследователей их различение. В самый ранний период, до того, как волки были полностью одомашнены, возможно, самым заметным отличием была просто связь животных с людьми.
Вот где изучение мифологии может помочь, говорит историк Жюльен д’Юи из Колледжа Франции в Париже. Наша склонность к мифологизации собак может быть такой же древней, как и наши отношения с ними, поэтому д’Юи обращается к этим историям.
Некоторые историки утверждают, что использование мифологии для отслеживания миграции людей и распространения информации ненадежно, потому что истории быстро меняются. Д’Юи не согласен: собаки играют важную роль во многих культах, и, поскольку эти мифы занимают центральное место в идентичности, это придает им устойчивость во времени, говорит он.
«С мифологией могут быть связаны археологические находки, мы можем найти причины одомашнивания, мы можем проверять гипотезы», — говорит он.
Д’Юи нашел три основные сюжетные линии в самых ранних мифах с участием собак: первая связывает собак с загробной жизнью, вторая связана с союзом людей и собак, а третья связывает собаку со звездой Сириус. Версии этих историй можно найти во многих культурных регионах мира. Затем он заимствовал статистические инструменты из биологии, чтобы создать генеалогическое древо мифов, показав, как развивалась история, когда собаки следовали за людьми из одного региона мира в другой.
Народные сказки о собаках произошли из Центральной и Восточной Азии и распространились в Европе, Америке, а затем в Австралии и Африке, сообщает д’Юи в июньском номере журнала Anthropozoologica. Этот мифологический маршрут путешествия аналогичен предполагаемому пути одомашнивания собак, подтвержденному генетическими и археологическими свидетельствами.
«Это было неожиданностью», — говорит д’Юи. Он не был уверен, что собаки и наша мифология о них будут мигрировать вместе.
«Конечно, спорно, что собаки были впервые одомашнены в Азии», — говорит Пэт Шипман, палеоантрополог и автор книги «Захватчики: люди и собаки против неандртальцев». По ее словам, использование мифологии — это хороший способ заглянуть в прошлое, потому что он может дать представление о том, как древние люди ценили собак.
Распространенность древних мифов, определяющих собак как проводников в загробную жизнь, намекает на то, что наши предки изначально приручали волков не как напарников на охоте, как принято считать, а по духовным и ритуальным причинам, утверждает д’Юи. По его словам, эта гипотеза согласуется с некоторыми археологическими находками, такими как могила возрастом 14 000 лет в Германии, в которой находятся пара и две собаки. Женщина была найдена с рукой, лежащей на голове одной из собак.
Д’Юи применяет эти методы для изучения того, как древние мифы могут сообщить о нашей связи с другими животными, такими как овцы — их мифологическая связь с солнцем могла привести к одомашниванию. По его словам, у одомашнивания могут быть символические, а не утилитарные причины.
«Сравнительной мифологии есть что сказать в мире исследований», — говорит он.
Ссылки:
- J. deHuy. De l’origine du chien et de sa diffusion à l’aune de sa mythologie. Anthropozoologica. Vol. 57, June 2022, p. 169. doi: 10.5252/anthropozoologica2022v57a7.
- L. Jansens et al. A new look at an old dog: Bonn-Oberkassel reconsidered. Journal of Archaeological Science. Vol. 92, April 2018, p. 126. doi: 10.1016/j.jas.2018.01.004.
Источник: How mythology could help demystify dog domestication
Спасибо за весьма полезную статью.