Любит ли меня моя собака?

Конечно, они виляют хвостами, приветствуя нас, и рады уютно устроиться и посмотреть телевизор вечером, но действительно ли наши любимые псы испытывают к нам такую же любовь, что и мы к ним?

Каждое утро, пока я готовлю ему еду, наш черно-белый метис Оззи смотрит на меня самыми теплыми глазами. Он еще и брови поднимает. Самая милая из улыбок. Он склонит голову в ожидании еды и, кажется, знает, что я дам ее ему, что бы не случилось.

«Он действительно любит меня?» Я задаюсь вопросом, пока он терпеливо ждет своего завтрака, яростно виляя хвостом. Потому что иногда у меня возникает смутное ощущение, что меня подталкивают. Как будто я одна из собак Павлова, а он Павлов, приучающий меня обнимашками и детскими глазами делать для него приятные вещи.

Это любовь или что-то другое? Могут ли собаки когда-нибудь по-настоящему любить своих людей так, как любим их мы? Оказывается, подобные вопросы имеют богатую научную историю и захватывающий вывод, который может навсегда изменить наши отношения с собаками.

История собак и эмоций начинается в викторианскую эпоху, когда этот вопрос спровоцировал одну из первых культурных войн в истории. Это были баннеры, плакаты и листовки. Там были сожженные чучела и разрушенные статуи, гневные марши и речи в переполненных ратушах. В какой-то момент сотни людей едва не дрались на улице. Они были готовы спорить о том, являются ли такие эмоции, как любовь, исключительно человеческими или свойственными многим животным, особенно социальным млекопитающим, таким как собаки.

С одной стороны, были те, кто поддерживал идеи Чарльза Дарвина о том, что млекопитающие (включая человека) имеют общих предков. Они утверждали, что собаки способны испытывать многие (или все) эмоции, которые мы испытываем, различаясь лишь степенью. С другой стороны, были учёные-медики, которые считали собак не более чем автоматами — машиноподобными объектами, приемлемыми для медицинских экспериментов.

Ученые-медики предпочитали рациональный и объективный подход к своему ремеслу – тот, который считал сентиментальные идеи о том, есть ли у собак эмоции, непрофессиональными и даже неэтичными, поскольку они угрожали сдержать прогресс медицинской науки.

По поводу объективности у ученых-медиков была точка зрения, которая актуальна и сегодня. Очевидно, что многие ученые в современную эпоху по-прежнему сдержанно относятся к использованию термина «любовь» к животным, кроме человека, потому что это понятие слишком субъективно. В конце концов, если поколения поэтов не могут прийти к согласию в определении любви, что может сделать наука? Вот почему многие исследователи собак предпочитают слово «привязанность», говоря о связи между собаками и нами.

«Привязанность — это особый, измеримый аспект любви; особенно для уверенности, которую человек может получить от присутствия любимого человека», — объясняет доктор Клайв Винн , ученый по поведению собак и автор книги « Собака — это любовь» . «Об этом особенно говорят в связи с прочной связью между родителем и ребенком, и это является хорошей моделью отношений между собаками и людьми».

Винн считает любовь разговорным термином. Не подходящим для научных работ или статей, но общеупотребимым в обычной жизни. Но он, конечно, не уклоняется от слова на букву «Л», описывая своего щенка Ксефоса.

«Мы любим его. Он любит нас», — утверждает Винн. «На самом деле он любит почти всех. Он очень, очень быстро устанавливает эти сильные, мощные связи с людьми».

Откуда мы знаем, что собаки нас любят?

Собаки действительно, по-видимому, психологически привязываются к своим людям известным нам способом. Например, в тестах, в которых «незнакомцы» входят в комнату, где уже есть собака и ее владелец, собаки реагируют в манере, во многом сравнимой с человеческими детьми. В нестабильной обстановке они будут проводить больше времени рядом со своими владельцами , а, оставшись наедине с незнакомцами, собаки проводят больше времени ближе к двери.

Кажется, что домашние собаки естественным образом привязываются к своим человеческим товарищам и другими способами. В одном эксперименте, где собакам и выращенным ручным волкам предлагался выбор еды или хендлера, многие собаки не только исследовали еду, но и приходили к своим владельцам, чтобы те их обнимали и уделяли внимание. Волки, как и следовало ожидать, думали только о своих желудках.

В другом эксперименте, когда люди притворялись, что застряли в коробке , их собаки проявляли признаки беспокойства: плакали, скулили и царапали коробку лапами, чтобы помочь владельцу выбраться.

«Кажется, что собаки действительно смотрят на своих владельцев так же, как дети на родителей», — добавляет Винн.

Даже физиологические механизмы – гормоны мозга и нейротрансмиттеры – которые контролируют эти привязанности, кажутся сопоставимыми у людей и собак. Наиболее заметной является роль окситоцина, молекулы, связанной с приятными эмоциональными состояниями у млекопитающих. Окситоцин особенно важен для человека. Его уровень возрастает, особенно во время грудного вскармливания или во время секса, действуя как природный препарат, способствующий социальной привязанности, которая помогает гарантировать выживание генов в будущих поколениях.

У собак наблюдается всплеск окситоцина, когда они привязываются к другим собакам, но, что особенно важно, такие же всплески окситоцина у них наблюдаются и в присутствии людей. Фактически, когда собаки и их владельцы смотрят друг другу в глаза, уровень окситоцина у обоих видов резко возрастает. В одном исследовании всего лишь получаса любящих взглядов между людьми и их собаками хватило, чтобы уровень окситоцина увеличился более чем в два раза.

Почему наши собаки любят нас?

Почему собаки стали такими? Почему так много домашних собак так сильно привязываются к людям? В последние годы исследования генетики собак дали некоторые интересные сведения о том, почему это может быть так.

Наиболее примечательно то, что собаки по своей природе социальны. В буквальном смысле социальность записана в их ДНК в двух генах GTF2I и GTF2IRD1, которые, как известно, влияют на социальное поведение млекопитающих, включая человека. Мутации этих генов могут привести к более общительному поведению.

«Средняя собака несет от двух до четырех таких инсерционных мутаций, при этом некоторые породы – или группы пород – несут гораздо меньшее количество мутаций, в то время как другие могут иметь гораздо больше», – говорит Бриджитт фон Холдт , доцент кафедры эволюционной генетики Принстонского университета. «Редко, но не невозможно найти собак, несущих более шести мутаций».

По счастливой случайности, собака фон Холдт, улыбающийся, скачущий бобтейл по кличке Марла, получила пять копий. По этой причине ее называют «гиперсоциальной».

«Было удивительно наблюдать, как она растет и развивает свою личность», — говорит фон Холдт. «Независимо от того, виню ли я ее генетику или воспитание, Марла довольно настойчива, когда дело доходит до требования внимания. Что касается людей, которых она хорошо знает, она возмущается, если происходит разговор без ее участия, привлекая внимание лапами и языком».

В 2017 году фон Холдт и ее коллеги завершили исследование того, как GTF2I и GTF2IRD1 различаются по частоте в популяциях собак и серых волков, и пришли к выводу, что существует «сильный генетический аспект» в способах взаимодействия собак с людьми. Еда, вероятно, была ключевой частью этих ранних взаимодействий.

«Те ранние волки, у которых было всего лишь одна или две мутации, влиявшие на их социальное поведение, могли очень легко извлечь выгоду из более тесного взаимодействия с близлежащими населенными пунктами и деревнями», — объясняет фон Холдт. «По мере того, как эта связь с людьми начала приносить плоды, эти мутации стали более частыми, открывая путь собакам, какими мы с вами знаем их сегодня».

Это означает, что большая часть эволюционной истории собак сводится к двум вещам: выживанию наиболее приспособленных и наиболее дружелюбных. Борьба за жизнь — борьба за любовь. Все это написано в древней истории собак.

Исследования, подобные исследованиям фон Холдта, объясняют, почему и как собаки легко привязываются. Но они не приближают нас к главному вопросу: как эта привязанность ощущается собакой? Является ли любовь, которую мы испытываем к нашим собакам, похожей на любовь, которой они отвечают нам? Как мы можем узнать это наверняка?

Любовь и эмоциональные потребности наших собак

На протяжении более 100 лет этот философский вопрос об объективности был непреодолимым валуном, преграждавшим путь науке. Но новые экспериментальные подходы начинают видеть, что этот валун слегка покачивается, открывая новые захватывающие направления исследований. Лидером является черно-белый метис по кличке Кэлли, первая собака, которая охотно прошла исследование в магнитно-резонансном томографе (фМРТ) и дала просканировать свой мозг.

Кэлли — это что-то вроде Розеттского камня для тех, кто интересуется наукой о том, что животные могут думать и чувствовать. В 2012 году ее владелец — нейробиолог, профессор Грегори Бернс из Университета Эмори, тщательно разработал программу тренировок, чтобы приучить ее к громким шумам и ограниченному пространству внутри сканера фМРТ. Эта программа обучения оказалась настолько успешной, что позже ее использовали с другими собаками, добровольно предоставленными другими учеными.

Кэлли и другие собаки доказали, что мозг собак активируется эмоциями, что во многом напоминает человеческий мозг . Особенно интересным было открытие, что центры удовольствия в мозгу Кэлли активировались не только после получения информации о предстоящих пищевых наградах, но и когда их владельцы неожиданно появлялись, чтобы поздороваться. Даже запаха близкого человека Кэлли было достаточно, чтобы увидеть, удовольствие Кэлли, такое же, как у взрослого человека при виде ребенка, или наоборот.

Вывод? Это любовь… или что-то близкое. Это привязанность, такая же, как мы знаем.

И что теперь? Должен ли этот избыток недавних открытий о собаках и их уникальной привязанности к нам изменить наше отношение к ним? Если собаки чувствуют то же, что и мы, возлагаем ли мы на нас больше ответственности за улучшение их жизни? Дебаты по этому вопросу продолжаются.

«Может быть, пришло время переосмыслить наши отношения и перестать считать себя хозяевами?» — утверждает Холли Рут-Гаттеридж , постдокторант-исследователь собак из Университета Линкольна. В качестве описания наших отношений с собаками она предпочитает слово «опека». «Мы охраняем их физическое здоровье, почему бы не охранять и эмоциональное здоровье?»

Доктор Шон Уэнсли, ветеринар и автор книги «Глазами ветеринара» , соглашается: «Признание способности животных испытывать чувства означает, что с моральной точки зрения мы должны удовлетворять потребности этих животных в их благополучии, когда они находятся под опекой человека», — говорит он. «По мере того, как наше научное понимание этих потребностей растет, на практике мы можем лучше адаптировать наш уход, чтобы обеспечить удовлетворение как физических, так и эмоциональных потребностей наших собак».

Более 100 лет назад наука и общество спорили о любви. Сегодня, благодаря невероятным открытиям, обе стороны сплочены больше, чем когда-либо. Но человеческие отношения с собаками далеко не высечены на камне. Оно будет продолжать меняться по мере того, как новые научные открытия освещают путь. Роман между нами далек от завершения. Наша уникальная привязанность продолжается.

5 способов узнать, любит ли вас ваша собака

Мягкий зрительный контакт

Прямой длительный зрительный контакт может напугать большинство собак. Но если ваша собака рада поделиться с вами нежным взглядом, это может означать, что ей комфортно общаться с вами таким образом.

Виляние хвостом

«Большинство из нас знают, что собаки рады нас видеть, когда активно виляют хвостом», — говорит Клэр Сталлард, специалист по поведению животных из благотворительной организации Blue Cross. «Но обратите внимание на «хвост-вертолет», когда хвост вращается, как пропеллер – его часто приберегают для любимого человека».

Сон и колени

Чтобы сохранить тепло и безопасность, собаки любят дремать рядом друг с другом. Зачастую они выбирают членов семьи, к которым испытывают привязанность, специально для этой цели. «Важно помнить, что объятия всегда должны быть с учетом мнения вашей собаки», — говорит Сталлард.

Вылизывание

Собаки облизывают людей по многим причинам. Это их способ собрать информацию о том, где вы были, и они могут даже насладиться соленым вкусом на нашей коже. «Однако многие собаки, похоже, делают это в знак привязанности, особенно когда они здороваются с кем-то, кто им нравится», — добавляет Сталлард.

Приветствие

Многие собаки испытывают значительную положительную эмоциональную реакцию, когда воссоединяются со своими компаньонами-людьми после некоторого периода разлуки. В следующий раз обратите внимание на виляние хвостом, покачивание всем телом, мягкие взгляды и открытый рот, часто с лениво вываленным языком.

Источник: Does my dog love me? Here’s how to know for sure