Как тренеры животных обучают диких животных сохранять себя

 

  • Обучение на положительном подкреплении помогает домашним животным и их владельцам. Но у тренеров, занимающихся сохранением дикой природы, часто стоит противоположная цель: обучать животных в дикой природе избегать людей, которые часто являются самыми опасными существами.
  • Киперы животных в зоопарках обучают животных за вознаграждение терпеть различные процедуры, которые ранее могли потребовать фиксации или наркоза: позволять чистить им зубы, обрезать копыта, проводить инъекции и забор образца крови — таким образом превращая неприятные действия в положительный опыт для животных в неволе.
  • Тренеры животных десятилетия назад научились обучать дельфинов без физического контакта с ними. Совсем недавно в Сьерра-Леоне шимпанзе научили поднимать тревожный крик при приближении браконьеров, оповещая рейнджеров, что позволило добиться сокращения браконьерства на 80%.
  • Тренеры учили выращенных в неволе кондоров как быть более похожими на диких собратьев, искать пищу в пределах их естественной среды обитания и держаться подальше от города. Они также научили белых медведей избегать всего, связанного с людьми, таким образом не позволяя медведям совершать набеги на мусорные баки и значительно сократив конфликты местного населения с дикими животными.

При упоминании обучения животных большинству из нас приходит на ум обучение собаки садиться за лакомство, что как-то не вяжется с природоохранной деятельностью. Но на самом деле современная научно-обоснованная деятельность по сохранению дикой природы следит за успехами дрессировки не собак, но дельфинов — водных млекопитающих, тренерам которых приходилось разрабатывать методы обучения без применения силы и не требующие прямого контакта.

Сегодня методы, впервые примененные на дельфинах много десятилетий назад, используется для удивительного количества видов диких животных: от шимпанзе (не так уж удивительно) до бабочек (невероятно!). Примечательно, что природоохранные организации считают, что навыки тренеров животных могут быть эффективны в защите животных, даже в их естественной среде обитания.

Концепция обучения диких животных в их естественной среде обитания кажется странной для большинства из нас, но Кен Рамирез с этим не согласен. «Существует неверное представление о том, что такое дрессировка, — говорит он, — дрессировка — это обучение, а обучение — это не неестественно». Дикие животные учат своих детенышей тому, как найти пищу и как избежать нападения хищников; они все время учатся путем взаимодействия со средой. «Единственное, что делает профессиональный тренер — это помогает этому обучению».

Обучение животных в зоопарках

Кен Рамирез говорит о своем 40-летнем опыте тренировки животных, в том числе более 25 лет в Shedd Aquarium в Чикаго. Он написал учебник по обучению животных в неволе на положительном подкреплении. Следуя этим методам, киперы и тренеры в зоопарках по всем миру учат животных сотрудничеству при проведении различных процедур и манипуляций, которые ранее требовали фиксации или даже наркоза: позволяют чистить зубы, обрезать копыта, делать инъекции и брать анализы крови — превращая ранее неприятный опыт в положительный для зоопарковых животных.

«Они участвуют в этом, потому что это забавная игра, в которую их научили играть,» — говорит Рамирез. «Если вы учите тигра приходить в вольер для медицинского осмотра, когда он зайдет вам, нужно дать ему большой кусок мяса или игрушку, с которой ему нравится играть, — что-то, что вызовет у него положительные эмоции».

Это ничем не отличается от того, что происходит в дикой природе, когда, скажем, животное залезает на определенное дерево и находит там вкусные плоды. Со временем это животное учится залезать на это дерево снова и снова в ожидании того же положительного результата.

Понимая это, вы можете обучить любое животное, даже такое, которое мы не считаем «умным». Рамирез, например, обучил 10 000 бабочек для шоу, где эти насекомые массово летали за мишенью от одного места к другому тремя разными группами трижды.

«Говорим ли мы о бабочке или выпускнике Гарварда, все мы учимся одинаково,» — говорит Рамирез.

Обучение на расстоянии

Обучение животных в зоопарках — это, конечно, хорошо, но применение подобных методов в дикой природе имеет свои сложности. Например, даже если бы вы смогли приблизиться к диким животным, которых вы хотите обучить, вы бы не хотели, чтобы они ассоциировали людей с наградой — тем более, что одним из самых важных уроков, которые необходимо усвоить дикому животному — это то, что люди могут быть опасны.

Поэтому тренеры, которые работают с дикими животными должны уметь определить, как вознаградить животное на расстоянии в пределах территории вида.

Один из недавних проектов, в которых участвовал Рамирез, включал в себя обучение стаи диких шимпанзе в Сьерра-Леоне. Тренеры начали с поведения, которое уже имелось — один или несколько шимпанзе, как правило, кричали при приближении незнакомого человека. Целью тренеров было научить всю стаю кричать в унисон при виде браконьеров, поднимая тревогу, достаточно громкую, чтобы ее могли услышать на станции рейнджеров.

Тренеры разработали удаленно активируемую систему труб из ПВХ, способную выдавать еду на верхушке дерева при нажатии кнопки. Если шимпанзе кричал при обнаружении незнакомого человека или автомобиля, тренеры нажимали кнопку, и обезьяны получали положительное подкрепление.

«Животные узнали, что [появление незнакомцев] необходимо сопровождать криком, и если кричать — внезапно появляются насекомые и фрукты,» — объясняет Рамирез. Вскоре вся стая кричала, сигнализируя о тревоге. Результатом этого, с момента как проект был запущен в 2000 г, стало сокращение браконьерства на 80%. Еще большим сюрпризом оказалось, что урок, усвоенный благодаря тренерам, стал частью культуры стаи: взрослые приматы обучали новому поведению своих детенышей.

Обучение для реинтродукции

Один из ранних опытов успешного обучения диких животных для их сохранения был применен для реинтродукции калифорнийских кондоров, рожденных в неволе. Биологи старались выращивать кондоров, чтобы они не связывали людей с пищей и заботой. Но когда исследователи выпустили первую партию выращенных в неволе птиц, возникла неожиданная проблема.

Тогда они обратились к Стиву Мартину, тренеру птиц с многолетним опытом, который консультировал более сотни зоопарков по всему миру.

Когда Мартин прибыл на место, он смог увидеть масштабы проблемы своими глазами: «Кондоры садились на дороги, дома, электрические столбы и их било током. Они прилетали к кафе, где люди кормили их гамбургерами и хот-догами. Кондоры были повсюду,» — сказал он.

Биологи недоумевали, видя это неестественное поведение птиц. Но Мартин сразу понял, что случилось: никто не учил этих кондоров быть настоящими кондорами.

«Кондоры в дикой природе проводят два года с родителями. Именно тогда они учатся навыкам выживания. Они учатся избегать опасность и находить пищу,» — говорит он. А здесь «ученые взяли этих молодых кондоров без родительской опеки и отправили их в дикую природу, просто похлопав по плечу и пожелав удачи».

Чтобы удалить птиц из города, биологи пытались использовать шланги и водяные пушки. Но птицы только научились бояться ученых. «Люди могли ходить прямо рядом с ними. Но при виде нашей машины и униформы, они улетали,» — сказал о своем неудачном опыте работник природоохранной организации в беседе с Мартином, который работал в этом проекте с 2000-2010 гг.

Часть решения этой проблемы состояла в изменении того, как выпускали этих птиц. Изначально после выпуска они получали одинаковый вид корма в одно и то же время и в те же дни. Стив Мартин поручил ученым начать предлагать им разнообразные продукты в случайное время. «Путем создания некоторой вариабельности — типа, количества и места питания — мы получаем [кондоров], думающих об этом,» — сказал он. И, зная, что еда может появиться в любое время на месте кормления в дикой природе, стоило находиться неподалеку и ждать ее.

Еще один важный урок: команде пришлось научить кондоров, что люди потенциально опасны, даже на расстоянии, чтобы держать их достаточно далеко от расстояния выстрела.

Возможность для обучения подвернулась сама: в то время, когда кондоры еще не были выпущены на свободу, исследователям приходилось несколько раз общаться с птицами, чтобы прикрепить им идентификационные метки и провести медицинские тесты. Чтобы обучить их избегать людей, люди, которых птицы видели впервые в жизни, приблизились к ним, а затем поймали, прикрепили метки и провели обследование.

«В первый раз, когда кондоры увидели людей, они были любопытны и сидели на своих местах. Затем 14 человек вошли к ним в вольер с сетями, и кондоры просто сидели, глядя на них, не зная кто это, — вспоминает Мартин, — и эти  люди буквально могли подойти к кондору и схватить их за ногу или крыло».

Но первая встреча птиц с людьми все изменила. Следующие несколько раз этот процесс повторялся, большинство кондоров начинали волноваться при виде приближающихся людей. «Когда эти же 14 человек пришли во второй раз, птиц было поймать гораздо труднее».

В конечном счете эта техника оказалась эффективной. После выпуска лишь несколько птиц осмелились приблизиться к людям и их отловили для «переподготовки». Но большинство кондоров выучили урок, и некоторые из этих кондоров все еще там, демонстрируя успешность проекта по сохранению этих птиц.

Тренеры в дикой природе

Пока Стив Мартин обучал кондоров, Рамирез решал аналогичную проблему с дикими полярными медведями в проекте, проводившемся с 2009 по 2015 г. Традиционное решение проблемы сдерживания медведей от попыток найти пропитание в человеческих поселениях состоит в выставлении караула, который запускает фейерверки и петарды, когда заметит приближающихся белых медведей. Это отпугивает больших хищников, однако не имеет долгосрочного эффекта: одни и те же медведи снова и снова возвращались, причем в некоторых городах такие «встречи» происходили до 300 раз в год, что является потенциальной угрозой как для животных, так и для людей.

Рамирез отметил, что у горожан, хотя и была правильная идея использовать тактику отпугивания, тайминг был выбран неверно. «Вот что мы знаем о поведении: вы можете вносить постоянные изменения в поведение, если вы будете учить правильно. Если вы хотите напугать медведя, сделайте это так, чтобы он связал свой страх с людьми».

Шум, который создавал караул, когда они замечали медведя на дороге к городу, не учит его ничему полезному. Вместо этого Рамирез предложил дождаться пока нос медведя коснется мусорного бака, забора или колеса машины, чего-то человеческого. Вот тогда и нужно пугать его! Подумайте: кто-то ждет в засаде и кричит на вас каждый раз, когда вы ночью приближаетесь к холодильнику.

«Иногда достаточно одного раза, и тогда медведь поймет, что ему следует избегать вещей, связанных с человеком, — говорит он, — Так вы не навредите медведю и отпугнете его, как вы это делали раньше, но теперь вы используете принципы тайминга в обучении поведению, чтобы связать страшные звуки с тем, чего следует избегать».

Легкий и трудный выбор

Рамирез говорит, что успешное обучение диких животных не является чем-то загадочным, принципы остаются те же: «Как и у всех нас, если есть выбор между тем, чтобы сделать что-то легким путем или трудным, большинство из нас выберут легкий. Поэтому вам просто нужно помочь животным сделать правильный выбор. Сделайте нужный вам правильный выбор легким. Сделайте выбор, который вы хотите, чтобы они прекратили делать, трудным».

Возьмите, например, белых медведей. Поначалу доступ к источникам питания возле людей был легкодоступным. Тренеры сделали этот вариант более сложным: не только тем, что отпугивали медведей петардами, но и дополнительно защитили мусорные контейнеры и другие предметы, которые могли привлечь животных.

В дополнение к этому, медведи получили положительное подкрепление в виде приманок с едой вдали от городов и человеческих поселений. Это сработало: «В некоторых городах было более 300 инцидентов в год. В большинстве случаев удалось сократить их до менее 10,» — говорит Рамирез.

Кнут vs пряник

При обучении диких животных тренеры применяют ряд методов, помогающих животным распознавать и избегать опасных ситуаций. Но Кен Рамирез и Стив Мартин согласны с тем, что лучше сначала искать способ вознаграждения за желаемое поведение, а не наказывать за нежелательное.

Рамирез большую часть свое карьеры старался убедить людей обучать собак на положительном подкреплении. А Мартин указывает, что научные исследования показали, что обучение домашних животных с применением наказания могут иметь неблагоприятные последствия.

Но когда на карту поставлено выживание диких животных, необходимо изучить все возможные инструменты — в том числе использовать мгновенный неприятный опыт, чтобы сделать опасное поведение непривлекательным. Ключом к этому является правильный выбор правильного инструмента для правильной задачи в нужный момент. «Мы всегда ищем, как использовать положительное подкрепление, чтобы получить то, что мы хотим, но если мы будем использовать аверсивные методы, мы используем их так, чтобы животное что-то вынесло для себя из этого опыта,» — говорит Рамирез.

Разумеется, добавляет он, и приятные, и неприятные способы обучения распространены в дикой природе. «Если животное убегает от хищника, оно вскоре поймет как быстро обнаружить хищника и как его избежать». Аверсивное обучение, применяемое людьми, может быть быстрым и гуманным — и, хотя животные могут не наслаждаться таким учебным моментом, они никогда не подвергаются реальной опасности.

Тренеры животных подчеркивают одну большую разницу между обучением собаки и обучением белого медведя, которого учат держаться подальше от поселений: проекты по сохранению дикой природы не предназначены для сближения людей и животных. «Часто с дикими животными вы хотите научить их бояться людей, — говорит Рамирез, — т.е. поведению, которое в конечном итоге может спасти им жизнь и спасти этот вид».

Linda Lombardi

Источник: Animal trainers are teaching wildlife to conserve themselves