Моя собака должна сидеть!

Владельцы проблемных собак часто сталкиваются с мнением, что они просто не достаточно хорошо воспитывали или дрессировали свою собаку. Иногда сами владельцы считают, что если их собаки были бы менее упрямые и более послушные, они бы не лаяли и преследовали бегунов, или не бросались бы на дверь, когда приходят гости. Предполагаемые неудачи воспитания их собак заставляют людей чувствовать обиду и вину. То есть многие воспринимают проблемы поведения собак как проблемы послушания, и в этом, по их мнению, вина владельца и собаки.

Заблуждение

Эта тенденция воспринимать пугливых и/или агрессивных собак, как плохо обученных на самом деле признак более глубокого заблуждения о том, как мы воспринимаем собачье-человеческие отношения. Люди живут в мире поруки, ответственности, обещаний и обязательств, и мы пытаемся перенести эту модель жизни на наши отношения с домашними животными. Но на самом деле такой антропоморфный взгляд на обязательства приводит к тому, что мы ожидаем подобного же от наших собак, следствием чего может стать разочарование обеих сторон.

собака сидит

Ключевой момент здесь в том, как мы понимаем одно простое слово «должен». В моей фразе: «когда я говорю моей собаке сидеть, моя собака должна сидеть», вкладываемое в нее значение формирует все мое понимание наших отношений. Как я ниже объясню, иное толкование понятие «должен» предотвращает то негативное влияние, которое оно оказывает на наши отношения с собаками.

Два вида «должен»

Когда я говорю, что кто-то что-то должен, есть два значения, определяющих слово «должен». Одно из них — статистическое: «Когда я бросаю монетку, она должна приземлиться либо орлом, либо решкой». Другое значение: «когда вы даете обещание, вы должны его выполнить».

Разница огромная, потому что моральное «должен» связано с тем, что философ П.Ф. Стросон называет «моральные эмоции», например, обида или вина. Согласно Стросону мы чувствуем обиду, когда кто-то не оправдывает наших ожиданий. Мы чувствуем себя виноватыми, когда осознаем наши собственные моральные недостатки. Ложь, воровство, унижение и нарушение обещаний — это все примеры недостатков, которые затрагивают наши моральные обязанности, и все эти вещи заставляют нас чувствовать себя обиженными на других, и виноватыми, когда мы делаем это сами.

Когда я говорю «моя собака должна сидеть, когда я говорю ей сидеть», это может звучать как морально должна. Если мы считаем, что собаки могут быть намеренно злобными или могут не уважать нас, это, конечно, схоже с тем, когда мы говорим, что собака не выполняет свою обязанность — сесть по команде. Таким образом обретает смысл логика нашего негодования по поводу того, что собака отказывается сидеть, когда рядом проезжает скейтборд, или не лежит на своем месте, когда приходят гости.

Однако более выгодно и практичнее интерпретировать «моя собака должна сидеть» как предположение, статистический вид «должен». «Должен», который не зависит от приписанного собакам плохого характера, когда они просто не в состоянии сделать то, что мы просим. Монета должна приземлиться орлом или решкой, но крайне редко она упадет на ребро. Мой любимый чай — улун, поэтому, когда я посещаю чайную лавку, я должна выбрать улун, но иногда я нахожусь в настроении для чая генмайча. Когда собака находится под давлением, вероятность того, что должно произойти на самом деле снижается. Видя в «должен» чисто практическое средство, мы не обижаемся на наших собак за провал наших ожиданий, присутствие фрустрации и вины заставляет нас чувствовать себя плохо, что не приведет к успеху в понимании и дрессировке собак.

Это все семантика

Часто в спорах дрессировщиков и бихевиористов фраза «это все семантика» приводит все к единому знаменателю. Я надеюсь, что мне удалось показать, что существует много взглядов на одно, даже не специализированное слово, и что это может пролить свет на то, как мы видим мир наших собак. Улучшение понимания основополагающих принципов о собаках и дрессировке сделает наше общение более эффективным.

Источник: «My Dog Ought To Sit»