Собаки видят мир иначе, чем люди

Потребуется немало времени, чтобы представить мир таким, как видят его собаки. Различаются не только наши сенсорные возможности, но они то, как мы на это реагируем.

Понимание того, как видит мир собака, требует от нас сначала признать тот факт, что по отношению к вашей собаке, вероятно, не совсем верно использовать понятие “видеть”. Люди сфокусированы на зрительном восприятии, потому что это чувство у нас развито лучше всего, и за счет зрения мы получаем большую часть информации об окружающем мире.

Собаки видят носом

Собаки, как правило, больше интересуются запахами, и не зря. Сила обоняния собаки и их способность различать запахи ошеломляют. Нюх собаки в зависимости от породы может быть в 10 000-100 000 раз сильнее, чем у человека.

Кажется, что собачий нос способен учуять практически все. Существуют собаки, которые могут найти такие невероятные вещи, как помет китов, мобильные телефоны, мертвые тела под 7 метрами воды и грязи, раковые клетки и повышенный уровень кортизола у людей. Человеческое восприятие мира запахов, возможно, ограничено нашими слабыми способностями: собаки могут учуять запахи, которые мы даже не можем себе представить.

Запахоцентрическая природа мира собаки оказывает сильное влияние на ее социальную жизнь. Собаки воспринимают химические сигналы друг друга, используя нюх. С помощью вомероназального органа они также воспринимают химические сигналы, известные как феромоны. Сигналы феромонов связаны с территориальным и сексуальным поведением, а также связью матери и детенышей. Вомероназальный орган расположен на верхнем небе за резцами, и собаки могут втягивать в него запаховые молекулы, двигая кончиком языка.

Основным источником феромонов является моча, но они также секретируются анальными железами на фекалии, когда собаки испражняются. Поэтому, если вы когда-нибудь задумывались, почему собаки кажутся одержимыми мочой других собак, фекалиями и частями тела, откуда они родом, то вот она причина. Так же, как мы можем смотреть на другого человека и видеть его возраст, пол, возможно, некоторые намеки на его здоровье и успех по тому, как он выглядит, двигается или одевается, считается, что собаки используют феромоны, чтобы рассказать о возрасте, поле, репродуктивном статусе и, возможно, родстве и генетических различиях другим собакам.

Собаки, как и мы, собирают актуальную информацию об окружающих.

Любители изваляться

Одна из “радостей” владельцев собак — это хвастовство самой отвратительной вещью, в котором извалялась их собака (и вам пришлось это отмывать). Некоторые собаки — просто специалисты по отыскиваю зловонных останков, в которых можно измазаться: от чужих фекалий до гниющих трупов животных. Существует множество предположений, почему собаки делают это. По словам Пэта Гудманна из Wolf Park, некоммерческой образовательной и исследовательской организации в США, волки будут валяться в любом необычном запахе, и другие волки смогут проследовать по этому запаху до его источника, т.е. таким образом они приносят информацию в стаю. Также существует предположение, что, возможно, они используют эти запахи подобно духам у людей. Интересно и то, где собаки предпочитают “носить” свои духи. Типичный способ для собаки заполучить аромат — опрокинуться на плечо и попытаться втереть запах в шею и плечи. Заметьте — не сесть или лечь на него или измазать в нем морду. Это говорит о том, что для собак важно, где они носят этот запах, но трудно объяснить почему. Они хотят, чтобы он был рядом с их собственным носом или рядом с носом других собак? К тому же не все собаки любят поваляться в тухлятине. Исследования авторов показывают, то чаще к этому склонны более низкие (возможно, потому что они ближе к земле, и запахи более доступны для них), а также кастрированные собаки. Некоторые собаки стараются изваляться в чем угодно при первой возможности, а другие предпочитают только необычные запахи.

Если у диких псовых, таких как волки, это поведение развито, это может указывать на то, что собаки унаследовали это поведение от своих диких предков, но оно больше не служит своей важной цели, однако оно так долго сохраняется у домашних собак, что все же стоит полагать, что оно зачем-то им нужно. Это до сих пор открытый вопрос, и ученые не могут прийти к окончательным выводам.

Что видят собаки?

Собачье зрение не столь хорошее, как наше. Они могут видеть цвета, статические формы и детали, но зрение собаки адаптировано для других целей. Собаки умеют обнаруживать движение и могут видеть отмашку рукой на расстоянии до мили. Чтобы убедиться в этом, попробуйте научить свою собаку бежать к вам, когда вы махаете рукой. Звук также полезен, чтобы привлечь внимание вашей собаки, но посмотрите, насколько хорошо она различает движения. Собаки особенно чувствительны к внезапному или необычному движению — способность, которая помогает им обнаруживать потенциальную добычу, и которой воспользовались люди, привлекая собак для охоты и пастьбы. Угол зрения собак немного больше, чем у людей (250-270 градусов у собак, против 200-220 градусов у людей). Бинокулярное зрение — это способность обоих глаз работать вместе для восприятия глубины, и у собак эта способность различается в зависимости от формы головы. Такие породы, как пекинесы или бультерьеры, имеют немного более выраженное бинокулярное зрение, чем собаки с узкой мордой, такие как борзые.

Собаки не имеют, как часто утверждается, черно-белое зрение. Они видят многие из тех же цветов, что и люди, но не различают красный и зеленый. Они видят синий, зеленовато-желтый и желтый, но не различают красный и оранжевый. Тем не менее, они лучше людей различают оттенки серого, и ночью могут видеть больше деталей, поскольку нуждаются в меньшем количестве света, чем мы.

Сравним ли слух собак с нашим?

Собачий слух превосходит человеческий, но не настолько, как обоняние. Собаки могут слышать звуки более высоких частот (35-65+ кГц), чем люди (20 кГц для детей). Высокочастотные звуки в изобилии встречаются в природе, но, вероятно, наиболее важными для собаки являются звуки, используемые для общения маленькими животными, такими как грызуны и летучие мыши. Вы можете сделать высокочастотный звук, быстро скользя большим пальцем по кончикам пальцев на одной руке. Для людей это звучит как шуршание кожи по коже, но для животных, которые слышат более высокие частоты, это звучит как писк. Попытайтесь сделать это, и ваша собака слегка вздрогнет и начнет двигать ушами, пытаясь определить источник звука.

Замечание об ультразвуковых свистках

Ультразвуковые или высокочастотные свистки для собак легко можно найти в зоомагазинах, но, как и любой свисток, они вряд ли будут иметь значение только потому, что собака может их услышать. И поскольку высокочастотные звуки склонны к угасанию на расстоянии — особенно в условиях леса — ультразвуковой свисток может быть не лучшим выбором для подзыва собаки на расстоянии. Также продаются так называемые «отпугиватели собак» — они должны предотвращать лай собак, излучая высокочастотный звук каждый раз, когда собака это делает. У подобных устройств обычно не указывается диапазон кГц и дБ (частота и громкость), поэтому трудно понять, что слышит собака, когда они работают. Кроме того, высокочастотные звуки вряд ли будут неприятны собакам, особенно если мы помним, что они эволюционно приспособлены слышать в этом диапазоне для поиска добычи. Однако громкость звука — это другое дело. Хорошо известно, что многих собак пугают очень громкие звуки, такие как выстрелы, салюты и гром. Весьма вероятно, что эффективный отпугиватель собак излучает очень мощный звук, который люди не могут слышать, но хорошо слышат собаки. Любые утверждения о том, что такие устройства являются гуманными, должны восприниматься с осторожностью; очень громкие звуки могут повредить слух собак.

Чувствительность кожи собаки

Нам кажется, что шерсть собак снижает их чувствительность к прикосновениям. Шерсть защищает их от холода, грубой растительности и в некоторой степени от жары. Виды диких псовых, такие как волки, койоты и динго, имеют короткую и средней длины шерсть с мягким подшерстком; такой же тип шерстного покрова распространен среди многих пород рабочих собак. Шерсть же у других пород стала предметом моды, поэтому не стоит думать, что все типы шерсти могут справиться с основной функцией, обеспечивая адаптацию и выживание в определенном климате. Тем не менее, породы, выведенные в холодном климате, обычно имеют более плотную и более длинную шерсть, а породы, разводимые в теплом климате могут иметь только короткую шерсть без подшерстка. Но всегда есть исключения, предполагающие, что собаки способны хорошо адаптироваться к местному климату.

Лапы и носы собак не имеют защитного покрытия из шерсти, но кажутся менее чувствительными, чем человеческие руки. Они жесткие и толстые, чтобы обеспечить некоторую защиту от травм во время игр, драк, исследовательской активности и, в случае кожи на лапах, обычных препятствий на земле, из-за которых люди так любят обувь. Разумно ожидать, что обнаженные части собак обычно менее чувствительны к прикосновениям, чем кожа человека. Это снова отражает то, насколько по-разному развивались наши виды. Человеческие тактильные способности помогают нам точно брать и перемещать объекты и находить маленькие предметы с помощью чувствительных кончиков пальцев. Собаки не имеют таких способностей, но обычно им не нужна одежда, чтобы согреться и для защиты. Их способность выкапывать грубую землю без видимого дискомфорта, похоже, подтверждает, что собачьи лапы выигрывают от недостатка большой чувствительности.

У собак есть одна область, которая кажется особенно чувствительной — морда. Усы подвижны, и их структура улавливает движения до такой степени, что обычное расчесывание шерсти позади усов заставляет мышцы морды собаки подергиваться. На данный момент мы не уверены в том, как вибриссы помогают собакам в навигации, но, вероятно, они помогают собакам чувствовать, как движутся объекты вблизи их морды (в том числе другие собаки, во время игры), чтобы они могли соответственно реагировать и избежать потенциальной травмы хрупких и важных частей тела, таких как глаза, или для предотвращения побега добычи.

Важен ли собакам вкус?

Выражение «волчий аппетит», означающее заглатывание больших кусков пищи в спешке, знакомо многим владельцам собак. Большинство собак, как правило, едят так быстро, что трудно представить, что им важен вкус. Точно так же они, похоже, находят огромный ассортимент органических веществ достойными проверки на вкус, и многие малосъедобные субстанции находят вполне приемлемыми (см. таблицу ниже). Однако у них есть предпочтения, и интересно, какие продукты им особенно нравятся. Например, большинство собак предпочитают мясо и молочные продукты.

Некоторые вещи, которыми собаки не прочь полакомиться Вещи, которые собаки пробовать отказались
Фрукты Грибы
Сырые овощи Листовой салат
Фекалии Листья деревьев
Рвота Неорганические материалы
Неидентифицируемый гнилой органический материал Камни
Тухлая рыба с личинками мух
Трупы животных (желательно лежалые, чтобы они уже начали вонять)
Песок / земля
Сушеные лягушки и медузы
Косточки от абрикосов и персиков
Пенопластовый наполнитель для посылок
Сухие водоросли
Мухи, кузнечики, сверчки, тараканы, пауки
Йогурт, сыр, молоко, сырые яйца
Хлеб, крекеры, чипсы
Сырая рыба, курица, говядина, свинина, ягнятина и кости

Собаки обычно пробуют незнакомые потенциальные пищевые продукты языком. Некоторые владельцы собак могут видеть это поведение у своих собак во время еды, когда собака облизывает воздух, сидя у стола. Люди, которые обычно едят три раза в день, могут беспокоиться, если их собака сидит с голодным видом — и это может привести к тому, что люди будут предлагать им более вкусную пищу с рук. Этого может быть достаточно, чтобы непреднамеренно обучить собаку проявлять брезгливость и разборчивость в еде, что может привести к проблемам с аппетитом и поведением у собак в долгосрочной перспективе.

Собаки могут не придавать значение вкусу во время еды, но кобели используют его, чтобы следить за готовностью суки к спариванию, и лижут им уши, губы и гениталии во время ухаживания. Облизывание и обнюхивание гениталий помогает кобелю оценить гормональный статус суки и, следовательно, ее готовность к спариванию.

Собаки хороши в деталях, но не обобщении

Человек — своеобразное животное, способное быстро формировать обобщения. Собака, как и большинство других животных, специализируется на деталях. Мы даже не помним, как поняли, что черный хэтчбек и белый фургон — оба являются транспортными средствами, или что транспортное средство может двигаться быстро, медленно или быть неподвижным. Мы считаем, что так легко понять, что кто-то может находиться на водительском сиденье движущегося автомобиля или неподвижного автомобиля с работающим двигателем или неподвижной машины с выключенным двигателем, и для нас может быть непонятно, почему собака может принять все эти условия для машины своего владельца, но внезапно начинает беспокоится при виде соседа, покидающего свой автомобиль и идущего к своему дому. Для собаки это совершенно другой сценарий, чем когда ее владелец покидает машину, при возвращении домой.

Особо внимательные и проактивные собаки могут лаем оповещать окрестности о том, что автомобиль их соседа делает что-то другое. Район вряд ли оценит это публичное объявление, но из этих собак, по крайней мере, могут выйти хорошие сторожевые псы.

Эрик — шведский вальхунд — очень бдительная и проактивная собака. Это означает, что он замечает почти все, что происходит вокруг него, и обычно по умолчанию полагает, что он должен активно заниматься этим, если только его не научили другому. Его хозяйка Мелисса шутит, что у него есть свод правил в голове, и каждый стимул, сценарий или событие тщательно сверяются с соответствующей записью, чтобы оценить, должен ли он выдать предупреждение или просто тихо обновить свой свод правил. Пока он был молодым и неопытным, правил у Эрика было мало; многих стимулов не было в его каталоге, поэтому он часто поднимал тревогу о нарушении правил. Он приобрел больше опыта по мере взросления и добавил дополнительную информацию в свод правил, включив необычные вариации, такие как «река на самом деле МОЖЕТ иногда иметь небольшие волны». И наоборот, чем больше подобных опытов Эрик собирал о конкретном контексте, тем труднее он принимал небольшие отклонения. Например, он часто посещает место на реке возле своего дома; и часто видит бакланов. Но баклан в этом конкретном месте на реке был неслыханным событием в течение первых шести лет жизни Эрика, и он был встревожен, обнаружив эту странную комбинацию стимулов. С другой стороны, взрослый человек в снаряжении для подводного плавания, заслуживал тщательного изучения при первой встрече, но его легче было принять. Люди носят много другой одежды, и Эрик не был в привычной обстановке в то время. Возможно, в этом контексте он был более гибким в своих правилах.

Конечно, у Эрика на самом деле нет таких правил, но эта метафора прекрасно описывает то, как собаки строят понимание своего мира посредством накопления детального и конкретного опыта, а не обобщения, которое используем мы. Вот почему социализация так важна для собак. В этот период их психика наиболее гибкая, поэтому осторожно подвергая их многим стимулам с множеством незначительных вариаций, мы не только помогаем им строить свои правила о том, что нормально в мире, одно за другим, но также помогаем создавать навыки для правильной оценки нового опыта на протяжении всей своей жизни.

Подводя итог

Существует множество критериев, по которым собачье видение мира отличается от нашего; мы получаем и обрабатываем информацию по-разному. Поэтому мы никогда не должны предполагать, что собаки знают то же о тех же стимулах, что и мы. Точно так же мы не можем точно знать, что важно для них.

Прогулка по парку с собакой — это совсем иной опыт для собаки, чем для человека на другом конце поводка. Собака ощущает мир, полный сложных ароматов, которые содержат информацию о том, кто прошел здесь и когда, что находится неподалеку, и что люди могли оставить что-то съедобное. Вы останавливаетесь любоваться замысловатым насекомым интересной окраски; ваша собака останавливается, чтобы полюбоваться кочкой травы со слоями запаха, которые могут быть намного увлекательны для них. Вы видите знакомого и останавливаетесь спросить, как у него дела; собачий эквивалент — это обнюхивание морды другой собаки, затем гениталий и ануса. Ваша собака обнюхивает и поднимает ногу на кустарник; другая собака приближается к мокрой метке, пытаясь прочитать утреннюю почту. Вы замечаете ярких птиц с мелодичными песнями; ваша собака останавливается и смотрит — уши торчком, хвост напряжен — на кого-то, кто скачет на поле в нескольких сотнях метров. В нескольких кварталах от фургона с мороженым начинает играть музыка, которую по мнению вашей собаки, похожа на звук открытия вратов ада. Вы успокаиваете ее до тех пор, пока звук не прекратится, и тогда вы идете бросать мяч, чтобы ваша собака могла принести его к вам и просто радоваться преследованию, когда вы снова бросите его.

Временами это нас раздражает и ставит в тупик, но иные способы, с помощью которых собаки воспринимают мир, являются частью того, что делает их такими замечательными компаньонами. Их простая радость жизни вызывает улыбку на наших лицах.

Пересказ книги «Making Dogs Happy» авторов Melissa Starling и Paul McGreevy