Желтые письма на снегу — о чем нам могут рассказать собачьи метки?
Может быть, я пишу ни для кого. Для кого пишут дети, выводя на снегу свои имена?
«Слепой убийца» Маргарет Этвуд
Когда выпадает снег эти письмена заметны повсюду: на углах дома, у деревьев, забора, скамеек… Что это? Автограф? Портрет? Послание? Рисунок совершенно не художественный, но и читать его будут не глазами. При этом каждая метка имеет свою индивидуальность, как подпись человека.
Обычно мочевые метки собак для нас не очень заметны. Оставшееся на месте пятно, после того, как собака немного присела или задрала лапу, практически невидимо человеческому глазу — просто влажная поверхность предмета, куда попала моча. Но снег — это совсем другое дело! Снег записывает историю собачьего послания, делая его более заметным для нас.
Основная функция мочеиспускания — вывод продуктов обмена веществ из организма. В норме у млекопитающих, таких, как люди и собаки, почки функционируют для поддержания состояния гомеостаза. Одна из важных функций — это удаление растворимых «отходов» из крови: лишнюю воду, азотистые вещества, в том числе мочевину и мочевую кислоту, продукты расщепления белков и нуклеиновых кислот во время нормальной работы клеток организма. Эти отходы собираются в почках, проходят мочеточники — небольшие трубы из гладкомышечных волокон и накапливаются в мочевом пузыре — гладкомышечном мешке, предназначенном для хранения мочи.
Когда моча заполняет мочевой пузырь, она давит на его стенки. Это давление воспринимается симпатической и парасимпатической нервной системой. Симпатическая нервная система сообщает мозгу, что пришло время помочиться, и мозг, в свою очередь, осуществляет контроль: удержать этот позыв или дать ему продолжение. Если животное находится в сознании, этот позыв на мочеиспускание может быть проигнорирован, или он может быть сильно актуальным, в зависимости от силы давления в мочевом пузыре. Парасимпатическая нервная система передает сигнал на гладкие мышцы, которые окружают мочевой пузырь, чтобы вызывать мышечное действие, которое приведет к опустошению мочевого пузыря.
Когда дан сигнал к мочеиспусканию, мочевой пузырь пропускает мочу через мочеиспускательный канал — путь выхода из тела. У самцов млекопитающих моча выводится через половой член. У самок большинства млекопитающих, за некоторым исключением, мочеиспускание происходит через вульву.
Большинство млекопитающих «приспособило» этот процесс в качестве средства общения, как внутри вида, так и для межвидовых взаимодействий.
Цвет, пожалуй, наименее информативный аспект мочи. Характерный желтый цвет моче придает уробилин — продукт распада гема (компонента гемоглобина), который фильтруется почками из крови. Интенсивность окраски отражает степень разбавления уробилина. Когда животное пьет достаточно жидкости — моча более бледная; при обезвоживании — она может быть темно-желтой.
Но самое интересное — информация, которую несет моча, не доступна нашим глазам.
Моча наполняется различными химическими веществами, которые описывают «профиль» своего создателя. Во время ее производства в почках, а также при прохождении из мочевого пузыря в уретру, моча накапливает органические молекулы, которые характерны для конкретной особи. Некоторые из них выводятся непосредственно из организма этой особи. Другие молекулы синтезируются бактериями, которые находятся в мочеиспускательном канале.
Белки и гормоны в моче создают химическую подпись, которая сообщает о видовой принадлежности особи, его поле, здоровье, фазе полового цикла, социальном статусе. Это химическая подпись, определяющаяся по запаху. Не удивительно, что большинство млекопитающих используют ее как средство общения.
Для многих млекопитающих мочевые метки — возможность создать и отрегулировать социальные отношения. Например, африканские дикие собаки используют мечение мочой, чтобы обозначить социальный статус внутри группы. При этом они различают мочеиспускание просто на землю, чтобы опорожнить мочевой пузырь, и мечение, при котором моча попадает на вертикальные растительные объекты и, скорее всего, будет являться меткой. В соответствии с этим, они более внимательно относятся к меткам на растениях, чем на земле. И еще более они внимательны к меткам, которые оставлены доминирующей самкой. Так сложившиеся пары, особенно в период спаривания, будут мочиться в одно и то же место, один за другим. Порядок, в котором происходит мочеиспускание зависит от родства. В неродственных парах самцы, как правило, перемечают метку самки, делая это следом за ней. При этом в родственных парах самки мочатся поверх метки самца, а самцы менее склонны перемечать ее.
Похожие обычаи можно наблюдать и у других псовых. Волки «читают» и оставляют информацию об отношениях, готовности к спариванию и социальной иерархии через мочевые метки. Этим же руководствуются и домашние собаки.
В исследовании для кандидатской диссертации Дейзи Берту рассмотрены особенности мечения мочой у домашних собак. Доктор Берту проводила «полевые исследования» в двух местах — в собачьих парках в Кембридже (Великобритания) и Париже (Франция). Она кропотливо документировала сотни случаев посещения собак парков и отмечала, где и когда они мочились.
При этом Дейзи Берту обнаружила, что кобели чаще участвуют в обоих процессах: метят и исследуют мочевые метки. В то время как суки могут нюхать метки, но при этом могут не оставлять их. Кобели, напротив, часто мочатся, когда заметят недавнюю метку другой собаки. Как и африканские дикие собаки, домашние собаки чаще оставляют мочевые метки на объектах (например, растительности), чем на голой земле.
Один из интересных моментов исследования доктора Берту — значение перемечивания. Кобели перемечают свежие следы мочи других собак, но не свои собственные. Это соотвествует концепции, что моча может иметь функцию индикатора территории и указывать: «я вижу твою метку и оставлю свою, потому что это и моя территория». Кроме того собаки склонны освежать свои же метки, оставленные день или два назад. В территориальной теории мечения это означает, что таким образом собаки подтверждают, что «эта территория моя».
При этом доктор Берту отмечает, что нет никаких свидетельств того, что это действительно территориальные метки. Т.е., возможно, мечение не несет функции установления территориальных границ, по крайней мере в значении ее обороны. Такие знаки могут просто передавать другой вид социальной информации, т.е. скорее «Я был здесь», чем «убирайтесь отсюда». В любом случае, похоже, что у собак есть представления о том, где необходимо разместить свои метки.
Бросается в глаза, что эти результаты предполагают, что у собак есть понятие своего «я» и «другие», основанное на мочевых метках.
Бихевиорист Марк Бекофф уже давно заинтересовался тем, как собаки определяют себя — той степенью и формой, в которой выражается их самоосознание. Обратив внимание на мочевую метку, оставленную его собственной собакой, доктор Бекофф понял, что имеет возможность легко увидеть метку как «желтый снег». Собирая и перемещая порции мочи его и других собак, доктор Бекофф смог управлять поведением мечения у его собаки. В течение пяти зим Бекофф переносил мочевые метки и наблюдал, как его собака реагирует на них.
При этом, как он сам отметил, это исследование базируется всего лишь на одном примере и должно рассматриваться как отдельное наблюдение. Тем не менее то, что обнаружил доктор Бекофф интригует — его результаты соответствуют более масштабным наблюдениям доктора Берту. Т.е. собака доктора Беркоффа с большей вероятностью перемечивала метки других собак, чем со своей мочой. И поскольку это кобель, он делал это чаще, если это были метки, оставленные другими кобелями.
Очевидно, что это исследование требует дополнительных наблюдений. Также оно нуждается в разработке четких условий: увеличении размера выборки, разграничении задач экспериментатора и наблюдателя, чтобы удалить возможные влияния и предубеждения. Важно разработать такую методику, которую смогут воспроизвести множество людей — для проекта социального эксперимента. Ведь многие уже наверняка сами отметили подобное поведение у своих собак, их привычку перемечать чужие метки.
Эти результаты также указывают на возможность самоосознания у собак через поведение мечения.
Существует ли вероятность того, что собаки могут определять себя или знакомые вещи через запах, также как мы осознаем отражение в зеркале?
Недавно Грегори Бернс с коллегами исследовал собачью способность делать различие между собой и другими. Они провели исследование с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).
МРТ позволяет визуализировать деятельность мозга. Это основано на том, что области мозга, которые наиболее активны, как правило, имеют усиленный кровоток, и кровь, которая циркулирует в этих областях, как правило, более насыщенна кислородом. В основе МРТ — использование различий магнитных свойств гемоглобина, когда он связан с кислородом. При связывании кислорода он менее устойчив к воздействию магнитных полей и мало препятствует прохождению сигналов магнитного резонанса. Следовательно, усиленное поступление в определенные области мозга оксигемоглобина приводит к более четкому сигналу в этом регионе. Сравнивая сигналы магнитного резонанса, проведенные в трех измерениях для всего мозга, МРТ может выявить те регионы, которые имеют наибольшее количество оксигемоглобина, и следовательно, вероятно, наиболее активны.
Грег Бернс с коллегами заинтересовались теми областями мозга, которые могут отвечать за распознавание знакомых объектов на основе их запаха. Чтобы сделать это, они натренировали десятки собак спокойно сидеть в МРТ сканере. Затем они предложили собакам пять различных ароматов:
1. собственный запах собаки;
2. запах знакомой собаки;
3. запах незнакомой собаки;
4. запах знакомого человека и
5. запах незнакомого человека.
После контакта с запахом проводили два вида исследований. Первый — анализ МРТ, сосредоточенный на двух областях мозга — обонятельных луковицах и хвостатых ядрах. Это направленное исследование позволяет получить более надежные данные об изменениях в этих областях головного мозга.
Второе исследование — это полное сканирование мозга. Хотя полная МРТ мозга позволяет более всесторонне изучать воздействие запахов на весь мозг, оно имеет недостаток — данные не столь надежны. Тем не менее это помогает подтвердить данные локального исследования МРТ и выявить области мозга, которые могут быть также вовлечены в это.
Анализ МРТ, сосредоточенный на конкретных областях, показал, что независимо от используемого запаха, все они создают большую активность в обонятельных луковицах. Обонятельные луковицы представляют собой область в переднем мозге позвоночных, которая участвует в опознании запахов. Тот факт, что все пять ароматов вызвали реакцию в этой области демонстрирует то, что собаки, действительно, могут воспринимать эти запахи.
Исследователи также обнаружили, что запах знакомых людей сильно активировал хвостатые ядра; он имел самое сильное влияние на эту область по сравнению с другими запахами. Это интересно, поскольку хвостатое ядро участвует в формировании позитивных ожиданий, в том числе тех, которые связаны с социальными поощрениями. Грегори Бернс отметил, что необходимо быть осторожным, делая выводы, об этом, как о положительном эмоциональном состоянии. Вместо этого он предполагает, что эта активность может быть связана с ожиданием события, которое связано с запахом знакомого человека.
Полное сканирование мозга подтвердило результаты о том, что активность сосредоточена в обонятельных луковицах и хвостатых ядрах. Также оно показало нечто интересное о субъективном опыте собаки — жизненном опыте. Т.е. полное сканирование мозга показало, что медиальная префронтальная зона была наиболее чувствительна к знакомым запахам, в том числе собственному. У приматов эта область связана с когнитивным контролем. Пока неизвестно, какую функцию она выполняет у собак, но она может быть вовлечена в формирование некоторых когнитивных основ самоосознания. Как минимум, похоже, что она участвует в восприятии понятий «мы» и «они», где «мы» — это собака. Последующие исследования, несомненно, помогут больше разобраться в этом вопросе.
А сейчас мы можем довольствоваться информацией о том, что другие млекопитающие имеют самоосознание и отличают себя от других, благодаря банальной моче. Пожалуй, самое забавное в этом, что мы, люди, ежедневно проходим мимо бессчетного количества информации, которая находится в мочевых метках, совершенно не замечая их. Мы не обращаем на них внимание, в то время как другие млекопитающие, без сомнения, постоянно используют эти метки для общения. Благодаря им животные определяют кто с кем общается, кто кому подчиняется, и кто с кем спаривается. Как круги на воде они показывают текущие изменения событий и обстановки.
Снег, окрашенный мочой, дает нам возможность увидеть чудо, которое в буквальном смысле под самым носом все время остается нами незамеченным. Это напоминает нам, что иногда вещи, которые становятся отходами, все еще могут иметь большое значение, если использовать их по-иному. Моча может быть побочным продуктом, но эволюция наделила ее значением, она — мощный информационный конвейер, что гораздо больше, чем просто отходы организма.
Старая пословица советует «не ешь желтый снег». Это, несомненно, хороший совет. Но вместо этого вы можете остановиться, посмотреть на него и поразмышлять о его глубоком смысле. Это собственное имя собаки, написанное на снегу.
Malcolm M. Campbell
Ссылки:
- Bekoff M (2001) Observations of scent-marking and discriminating self from others by a domestic dog (Canis familiaris): tales of displaced yellow snow. Behavioural Processes 55: 75-79
- Berns, G. S., Brooks, A. M., & Spivak, M (2014) Scent of the Familiar: An fMRI Study of Canine Brain Responses to Familiar and Unfamiliar Human and Dog Odors. Behavioural Processes. doi: j.beproc.2014.02.011
- Berthoud D (2010) Communication through scents: Environmental factors affecting the urine marking behaviour of the domestic dog, Canis familiaris, kept as a pet. PhD Thesis. Anglia Ruskin University.
- Jordan, N. R., Apps, P. J., Golabek, K. A., & McNutt, J. W (2014) Top marks from top dogs: tandem marking and pair bond advertisement in African wild dogs. Animal Behaviour 88: 211-217
- Jordan, N. R., Golabek, K. A., Apps, P. J., Gilfillan, G. D., & McNutt, J. W (2013) Scent‐Mark Identification and Scent‐Marking Behaviour in African Wild Dogs (Lycaon pictus). Ethology 119: 644-652
Источник: Signatures in snow
Эта статья в моем блоге на портале Zooinform.ru.